|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Велосипед | Велосипед (далее В) (франц. vélocipéde, от латинского velox, родительный падеж velocis — быстрый и pes, родительный падеж pedis — нога). Прототипы В — 4-колесные повозки-самокаты — строились изобретателями разных стран: Г. Гантшель ( 1649), Р. Ла Рошелли ( 1693), Л. Шамшуренков (Россия, 1752), Овенден (Англия, 1761) и др. Первый двухколесный В с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним был построен в России крепостным мастером E. М. Артамоновым. На этом В он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга (1801). В 1808 в Париже появился двухколесный В без рулевого управления. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. К. Драйз ( снабдил этот В рулевым управлением (1815), а в 50-х гг. 19 в. немецкий механик Ф. М. Фишер приделал к переднему колесу шатуны и педали. Так сложилась модель В, названная boneshaker ("костотряс".), — тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными обручами. Со временем деревянные колеса были заменены колесами с тонкими металлическими ободами, проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для повышения скорости движения был увеличен диаметр ведущего колеса. Появился В новой конструкции — "паук", у которого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда достигал 180 см, а заднего 30 см. Этот тип В просуществовал около 20 лет. В 1893 в Англии был создан В safety — безопасный, в общих чертах сохранившийся до настоящего времени.
В конце 19 в. в конструкцию В ввели цепную передачу, шарикоподшипники (1877), пневматические шины (1889), свободный ход (1894) и механизм переключения передач (1899). Началось промышленное производство В Тогда же В начинают применять в военном деле для связи, перевозки раненых, легких орудий и военного имущества; в европейских армиях появились самокатные роты. Первые советские В были выпущены в 1924 Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 шт.; в 1969 выпуск В в СССР составил свыше 4 млн. шт.
В зависимости от назначения и особенностей конструкции В подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные. Дорожные В имеют прочную раму, широкие шины (1 “—1 “), высоко расположенный руль, масса около 16 кг; легкодорожные В отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин (1,0“—1 “), обычно оснащаются ручными тормозами. Для спортивных В характерны облегченная конструкция (8—11 кг) из легированных сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых). Разновидность спортивных В — тандем (рис. 1) — двухместный двухколесный В с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч. К группе специальных В относятся цирковые, грузовые, трехколесные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.
Получили распространение прицепные устройства, главным образом к дорожным В (рис. 2), для перевозки грузов, а также В с подвесными моторами.
Лит.: Успенский И. А., Теория велосипеда, М., 1959; Gaunter С. ., The history and development of cycles, pt 1—2, L., 1955—58.
Л. А. Евсеев, Я. Е. Феликс.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:53:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|