Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Васильев Федор Александрович

Васильев (далее В) Федор Александрович (10(22).2.1850, Гатчина, ныне Ленинградской области, — 24.9(6.10). 1873, Ялта), русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866—67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одаренный, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворенностью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868—69 ("Возвращение стада", "Перед дождем" — оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом ее явились рисунки и живописные произведения ("Вид на Волге. Баржи", 1870, Русский музей, Ленинград; "Волжские лагуны", Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений — "Оттепель" (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несет в себе большое социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулезом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно "Мокрый луг" (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это — синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. — "В крымских горах" (1873, Третьяковская галерея) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединенных общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860—70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворенным, выражающим передовые обществ, идеалы.

 

  Лит.: Федоров-Давыдов А., Ф. А. В (1850—1873), М., 1955: Мальцева Ф. С., Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки, в. 2, М., 1959.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 22:21:56