Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вайшешика

Вайшешика (далее В) (от санскр. вишеша — особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тыс.). Важным источником В является также "Падартха-дхаома-санграха" — комментарий к "В-сутре". Наибольшее развитие В получила в 9—14 вв. в Южной Индии.

  По учению В, все существующее включается в 6 категорий — субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция, выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. В придерживается точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения (ану) — неизменных протяженных материальных частиц сферической формы. Хотя никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы — адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).

  Лит.: Радхакришнан С., философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Keith A. ., Indian logic and atomism: an exposition of the Nyäya and Vaiika systems, Oxf., 1921: Mishra ., Conception of matter according to Nyaya-Vaiçeşika. Allahabad, 1936.

  Е. И. Гостеева.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 17:39:37