Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вагон

Вагон (далее В) (франц. wagon, от англ. waggon — повозка). Прототип В — небольшой емкости повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в В 1786 ирландец Р. Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание В связано с открытием конно-чугунных дорог, первая из которых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки (рис. 1). На Алтае П. К. Фролов в 1810 построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трехвагонными составами. Ж.-д. состав из 12 грузовых В и 21 пассажирского с паровой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия) в 1825. Достижения в вагоностроении (рис. 2) были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской ж. д. в Англии (1830), на котором присутствовали специалисты-путейцы многих стран, в том числе и России.

  В России первые грузовые (рис. 3) и пассажирские (рис. 4) В различных типов построены на Александровском заводе в 1846. Это были крытые 4-осные В и платформы с центральной сцепкой без буферов грузоподъемностью 8,2 т. В 1855 построены первые 2-осные В грузоподъемностью 6,5—10 т; с 1862 стали строить В-ледники для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов; в 1872 появились цистерны 2-осной конструкции и специальные В (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т.д.). В 1892 создан грузовой В "нормального" типа грузоподъемностью 12,5 т. В 1905 грузоподъемность грузовых В в России была увеличена до 15 т, а в 1911 — до 16,5 т. В конце 19 в., наряду с созданием новых типов В, совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т.д. К 1917 парк грузовых В в основном состоял из 2-осных В и насчитывал: крытых 67%, платформ 18%, полувагонов 5%, цистерн 6% и прочих 4%. Средняя грузоподъемность 15,1 т.

  Первые пассажирские В в России появились на Царскосельской ж. д., открытой в 1837. Они имели вид карет. В 1846—51 на Александровском заводе было построено 239 различных пассажирских В, а в 1865 инженер К. И. Рехневский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавный ход. Пассажирские В были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 введены первые спальные В в скорых поездах Петербург — Москва (в 1867 в США созданы спальные В системы Пульмана). Парк пассажирских В был весьма разнообразен и состоял главным образом из 2-, 3-и 4-осных В, в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальное для каждого В) или с паровым от специального В-котельной; освещение преимущественно свечное, редко газовое; почти все пассажирские В имели автоматические тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пассажирских В началась с постройкой в 1896 4-осного В длиной 18 м. В 1906 были построены двухэтажные пассажирские В с тележками системы Рыковского.

  За годы Советской власти вагонный парк коренным образом обновлен. В 1931 прекращено строительство старых типов В и организовано производство крытых 2- и 4-осных грузовых В грузоподъемностью соответственно 20 и 50 т, платформ 20, 50 и 60 т, цистерн 24, 45, 50 м; 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъемностью 60 т; хопперов 25, 60 и 70 т со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку. Кузова изготовлялись с металлическим каркасом и обшивкой, выполненной из дерева или металлических листов. В оборудовались автотормозами отечественной конструкции (см. Казанцева тормоз и Матросова тормоз). С 1947 строятся цельнометаллические пассажирские В длиной 23,6 м. По назначению различают В пассажирские и грузовые; общесетевые и промышленные транспорта; для широкой и узкой ж.-д. колеи. Современные В бывают несамоходными и самоходными (моторные электрифицированные ж. д., трамвайные, метрополитена, дизель-поездов, автомотрисы и др.).

  Пассажирские В. (рис. 5—12) разделяются на В общего назначения (для перевозки пассажиров, а также В-рестораны, почтовые, багажные, электростанции и др.) и специального назначения (служебные, санитарные, лаборатории, клубы и т.д.). К пассажирским относятся также В трамвая и метрополитена. Пассажирские В различают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. В общего назначения бывают: не купейные и купейные (мягкие или жесткие). В строятся с цельнометаллическим кузовом несущей конструкции, индивидуальным водяным или электрическим отоплением, принудительной и естественной вентиляцией, электрическим освещением. На многих В имеются установки для кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и охлаждения питьевой воды. Дизель- и электропоезда комплектуются из моторных и прицепных вагонов. Современные В купейные мягкие имеют 24—32 места, жесткие купейные — 38 спальных мест, не купейные 54 места (81 место для сидения), областного сообщения — 68 мест для сидения. Вместимость В электро- и дизель-поездов приведена в таблице.
Вместимость вагонов электро- и дизель поездов<
 < Тип поезда< Число пассажирских мест<

в головном вагоне

в моторном вагоне

в прицепном вагоне

всего в поезде

Электропоезд ЭР-2 и ЭР-9П Электропоезд автомотриса ЭР-22 Дизель-поезд ДР-1

88

110

174

68

108

197

124

1050

1484

384


  На ж. д. СССР перевозится за год свыше 2,8 млрд. пассажиров, что составляет свыше 65% пассажирских перевозок в стране (1969). В 1970 в СССР построено 1,8 тыс. пассажирских магистральных В

  Грузовые (товарные) В. (рис. 13) подразделяются на В универсальные (крытые, полувагоны, платформы, хопперы, цистерны, вагоны изотермические) и специальные (гондолы, транспортеры, для перевозки цемента, муки, битума, живой рыбы, молока, вина, спирта, и др. В крытых В перевозят грузы, требующие защиты от атмосферных воздействий, и ценные грузы. В СССР наиболее распространены 4-осные крытые В грузоподъемностью 60 и 62 т.

  К грузовым В промышленного транспорта относятся думпкары, шлаковозы, чугуновозы, вагонетки и др. Большое число промышленных В узкоколейные. Основные технико-экономические параметры грузовых В: грузоподъемность, количество осей, коэффициент тары, удельный объем кузова, удельная площадь и линейные размеры. Грузоподъемность В — наибольший груз, допускаемый к погрузке. Коэффициент тары — отношение тары (собственной массы В) к его грузоподъемности. Удельная площадь — отношение полезной площади пола В к грузоподъемности. Коэффициент тары грузового В в СССР на 9—12% ниже, чем в США; среднесуточный пробег в СССР составляет около 250 км, в США — 83 км. По численности и грузоподъемности парк грузовых В СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е — в мире. На грузовые В приходится около 70% грузооборота в стране (1968). В 1970 в СССР построено 58,5 тыс. грузовых магистральных В

  В имеют общие для всех типов основные элементы (узлы): ходовые части, кузов, ударно-тяговые приборы и тормоза. Ходовые части направляют В по рельсовым путям, обеспечивают безопасность передвижения при требуемых скоростях, плавность хода и наименьшее сопротивление движению, а также служат основанием для кузова. Ходовые части состоят из колесных пар, букс, рессорного подвешивания и объединяющих их балок и рам. Основанием кузова служит рама. К ней крепятся ударно-тяговые приборы и часть тормозного оборудования. Автосцепка с поглощающим аппаратом служит для сцепления вагонов и амортизации продольных усилий. Тормоза предназначены для автоматического регулирования скорости движения и остановки В или поезда. Все пассажирские и часть грузовых В оборудуются, кроме автоматических, ручными тормозами. Нормативный срок службы крытого грузового В в СССР — 41 год; полувагона, платформы и цистерны — 43 года; пассажирского В — 55 лет. В мире насчитывается свыше 5 млн. грузовых и свыше 200 тыс. пассажирских В (1970).

  Развитие вагоностроения в СССР предусматривает создание грузовых В большой грузоподъемности, снижение тары и расхода металла на постройку каждого В, приспособленность В к максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствование тормозов, автосцепных устройств и ходовых частей, обеспечивающих надежную работу В в тяжеловесных поездах (6000—10000 т) со скоростью до 120 км/ч, применение в конструкции В высокопрочных антикоррозийных сталей, высокопрочных сплавов и полимерных материалов, создание пасс. В для движения со скоростями 200—250 км/ч.

  Лит.: Вы, М., 1965; Вы промышленного транспорта, М., 1966; Вы СССР. Каталог и справочник, М., 1969.

  Р. Н. Арутюнов, Г. А. Казанский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:41:07