Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бытовой жанр

Бытовой жанр (далее Б) один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Б играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В процессе развития Б определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.

  Бытовые сцены, известные с глубокой древности, в особый жанр искусства выделились в феодальную эпоху — в странах Дальнего Востока и в период формирования буржуазного общества — в Европе. Периоды расцвета Б нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

  Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов. В древневосточных росписях и рельефах цари и вельможи, ремесленники и земледельцы часто изображены в характерные моменты их жизни. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюденные бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей); значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чем отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.

  В средневековом искусстве жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни возникали, как правило, с развитием светских гуманистических тенденций в рамках господствующего религиозного мировоззрения и часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, середина 13 в.; русские росписи 17 в.), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв.; рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв.; школы светской миниатюры Ирака, Средней Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 вв.). Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в.) связано с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. В период Тан (7—10 вв.) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан), изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. В период Сун (10—13 вв.) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.

  С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в.), а затем в Нидерландах (Я. ван Эйк, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс — 15 в.) и других европейских странах — стали насыщаться яркими бытовыми деталями, приобретать характер рассказа о событиях, радостях и горестях реальной жизни. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во гравюре (М. Шонгауэр в светских росписях (Ф. Косса в Италии) появились изображения трудового народного быта, воспринятого как неотъемлемая часть большого открывшегося человеку реального мира. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Гораздо интенсивнее Б обособлялся в Нидерландах (К. Массейс, Лука Лейденский, Питер Артсен), показывая то с морализирующим юмором, то с убедительной простотой конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоев. В жанровых полотнах нидерландца П. Брейгеля и в офортах француза Ж. Калло изображение повседневности послужило для выражения широких общественно-философских идей, радости мирной жизни и трагичности, вторгающихся в нее исторических коллизий, несправедливости и насилия; многогранность восприятия народного быта проявилась в сочетании достоверности и гротеска, драматизма и юмора, интимности и эпического размаха. Окончательно европейский Б сформировался в 17 в., в обстановке борьбы феодальных и буржуазных укладов, утверждая себя как искусство реальной жизни и частный быт — как общественно значимое явление. Караваджо в Италии и его последователи во многих странах демонстративно противопоставляли идеализированным, далеким от жизни образам маньеризма и академизма возвеличенную грубую прозу быта общественных низов. Дальнейшее развитие Б 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника. Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Б для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада. Во Л. Ленен стремился показать не только характерные черты облика и трудового быта крестьян, но и присущие им моральную стойкость, чувство достоинства. Испанец Д. Веласкес наполнил высокой поэзией реальные сцены придворного и народного быта, показывая эмоциональную связь человека со средой, сопоставляя изысканность и сословную гордость дворянства со здоровой и естественной красотой простых людей. Ведущее положение Б занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни; голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). В 17 в. наметилось расхождение между демократическим направлением в Б, приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта, ряд картин фламандца А. Брауэра, голландца Я. Стена, итальянцев С. Розы и Дж. М. Креспи), и идеализирующим искусством, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Д. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Нетсхер в Голландии). Победа идеализирующего направления привела к упадку голландского и фламандского Б в конце 17 в.

  В Б 18 в., в противовес идиллическим пасторалям и "галантным сценам" дворянского искусства рококо (Ф. Буше во с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Социально-критическому направлению в Б положили начало сатирические картины и гравюры англичанина У. Хогарта, едко высмеивавшего нравы общества, стремившегося к детальной драматургической разработке жанровых сцен. Во А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению "галантного жанра") внесли в Б психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений; проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена; сентиментальные полотна Ж. Б. Греза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Реалистические тенденции буржуазной Б проявились в искусстве Италии (П. Лонги), (Д. Ходовецки), Швеции (П. Хиллестрем), Польши (Я. П. Норблин). На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя создал свои жанровые композиции, насыщенные страстью и драматизмом, придавая черты героической монументальности образам людей из народа.

  В России развитие Б во 2-й половине 18 в. связано (за исключением "домашней сцены" И. Фирсова "Юный живописец") с интересом к крестьянину; и здесь идилличности идеализированных сельских сцен (И. М. Танков) противостояли любовное и точное изображение традиционного крестьянского быта в картинах М. Шибанова, суровая, бескомпромиссная правдивость показа крестьянской нищеты в акварелях И. А. Ерменева.

  В 16—18 вв. переживает расцвет Б в ряде стран Азии — в полной тонкого изящества и ярких жизненных наблюдений миниатюре Ирана (Реза Аббаси) и Индии (Манак, Рамлал), в корейской живописи, остро и лаконично воссоздававшей сцены жизни трудового люда (Ким Хон До), и особенно в японской живописи и графике, необычайно точно, разнообразно и остроумно отразивших жизнь всех кругов общества (Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).

  В 19 в. художники демократического направления обращались к Б как к программному искусству, позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные нормы, господствовавшие в буржуазно-дворянском обществе, и их проявления в повседневном быту, отстаивать права трудовых, угнетенных людей, сделать зрителя непосредственным очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов. В 1-й половине века в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло правдивое, но одностороннее, пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоев (А. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; художники бидермейера Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кебке в Дании). Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в Б дух протеста, обобщенность и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитическим изучением жизни всех общественных слоев, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира. Разработанные Домье принципы социально-критического реализма приняли новую форму во 2-й половине века. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во А. Менцель и В. Лейбль в Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлс в Голландии, У. Хомер в США, бельгийский скульптор К. Менье придали Б впечатляющую силу достоверности, обобщения непосредственно наблюденных в действительности повседневных сцен, создали убеждающие своей жизненной конкретностью образы крестьян и рабочих, подавленных тяжестью труда, но духовно не сломленных и полных достоинства.

  В Б русского критического реализма сатирическое разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развернутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. Эти черты, четко проявившиеся в середине 19 в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и украинского художника Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами — В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос, составив новый этап, Б передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь 2-й половины 19 в., напряженно осмыслявшем ее коренные закономерности. Развернутую типизированную картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и — с особой глубиной и размахом — И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и таящиеся в нем могучие жизненные силы и героизм борцов за его освобождение. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала ее с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19 — начале 20 вв. отразились противоречия капитализма, расслоение деревни, жизнь и борьба рабочего класса и сельской бедноты. Б передвижников нашел широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др.

  Успехи демократического реализма в Б 19 в. были связаны со становлением и подъемом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение: прочувствованные изображения народной жизни создали М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Т. Аман и Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе. Б, отвечавший основным задачам социально-критического искусства 19 в., получил в это время повсеместное распространение и завоевал популярность в самых различных кругах зрителей, искавших в жанровых произведениях отражения собственного образа жизни. Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж, историческую и батальную живопись. Успехи Б способствовали вместе с тем появлению его салонных, "великосветских", обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др. вариантов; в Б распространялись тенденции религиозно-патриархальной или буржуазной морали, сентиментальной идилличности или анекдотической развлекательности. Ослаблением социально-критической тенденции отмечено творчество ряда крупных жанристов, живо и метко запечатлевших характерные особенности народного быта (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Л. Кнаус, Б. Вотье в К. Е. Маковский в России). В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиционным формам Б, с 1860—70-х гг. утверждался и новый тип жанровой картины, связанный многими чертами с импрессионизмом и разработанный во Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком. На первый план в нем выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций, изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей, интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди "дна"). Ряд стилистических особенностей этого типа жанровой картины восприняли во многих странах мастера Б, стремившиеся соединить широту восприятия народной жизни со свежестью и неожиданностью аспектов (М. Либерман в Э. Вереншелль и К. Крог в Норвегии, А. Цорн и Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Англии, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России). В конце 19 — начале 20 вв. определяется, отчасти как реакция на мимолетность импрессионистических образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символическое содержание; эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирическим переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б 19 в.; часто она была призвана выразить то некую мистическую сущность жизни (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии), то романтический порыв, устремление от быта к одухотворенной мечте (П. Гоген во В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России), то неудовлетворенность и страстный протест против унижения человека (В. ван Гог, молодой П. Пикассо во
  Резкое обострение социальных противоречий во всех областях жизни 20 в., войны и революции, национально-освободительные движения, бурное развитие промышленности, техники, рост городов, решительно изменившие быт миллионов людей, возродили и революционизировали искусство Б в капиталистических странах, придали ему импульсивность и боевую целенаправленность, стремление бесстрашно исследовать все закоулки жизни, показать не только невзгоды и страдания рядовых людей, но и их стойкость и готовность к борьбе. Этим задачам ответили произведения Б, созданные в 1-й половине века Т. Стейнленом во Ф. Брэнгвином в Англии, К. Кольвиц в Д. Риверой в Мексике, Дж. Беллоузом в США, Д. Дерковичем в Венгрии, Н. Балканским в Болгарии, бельгийским графиком Ф. Мазерелем. После 2-й мировой войны это направление было продолжено Р. Гуттузо и А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Уэно Макото в Японии. Характерной чертой Б стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, зачастую символичностью образов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального Б, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил и К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, скульпторы М. Мухтар в Египте, Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии).

  В советском искусстве Б приобрел новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, — исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством определяется и принципиальная близость бытового и исторического жанров, часто переплетающихся между собой. Б сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых же лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесенные революцией в жизнь страны. В 1920-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типичных образов, показывающих духовный рост советских людей, их новые взаимоотношения в быту. В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвященных строительству, индустриальному труду, спорту. Искания мастеров АХРР и ОСТ органически вошли в радостное, жизнеутверждающее искусство 1930-х гг. Живописцы С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский, скульптор И. М. Чайков запечатлели светлые, красочные стороны городского и колхозного быта. В советском Б отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого; графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса), и духовная устремленность, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Со 2-й половины 1950-х гг. мастера советского. Б стремятся расширить круг наблюдений над современной жизнью, показать мужество и волю советских людей, крепнущие в созидательной работе, в преодолении трудностей. В картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, Ю. П. Кугача, Т. Т. Салахова, Г. С. Ханджяна, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстает богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Важный вклад в реалистическое искусство Б внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен-дык-Нунг во Вьетнаме, Ким Ен Чжун в КНДР, Цзян Чжао-хэ в КНР).

  Лит.: Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959; Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964; Brieger L., Das Genrebild. Die Entwicklung der bürgerlichen Malerei, Münch.. 1922; ütt ., Das Genrebild, Dresden, (1955).

  А. М. Кантор.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 09:11:56