Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бытие (философ. категория)

Бытие (далее Б) философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б (философ. категория) и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное Б (философ. категория) определяет сознание, требует "... объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Б (философ. категория) налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Б (философ. категория) является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Б (философ. категория) представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Б (философ. категория), сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

  Истолкование Б (философ. категория) претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания Б (философ. категория) как материальные, второй — как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Б (философ. категория) Первый период — мифологическое истолкование Б (философ. категория) Второй этап связан с рассмотрением Б (философ. категория) "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Б (философ. категория) рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к Б (философ. категория), который исходит уже из анализа человеческого существования.

  Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более осознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры,

  В истории философии первую концепцию Б (философ. категория) дали древнегреческие философы 6—4 вв. до н. э. — досократики, для которых Б (философ. категория) совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б (философ. категория) как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит). Б (философ. категория) фиксируется здесь в отношении к небытию, причем противопоставляются Б (философ. категория) по истине, открываемое в философском размышлении, и Б (философ. категория) по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как "мир истинного бытия" (Theaet. 176 Е; русский перевод, М. — Л., 1936). Душа когда-то была близка богу и "поднявшись заглядывала в подлинное бытие" (Phaedr. 247 С; русский перевод, М., 1904), теперь же, отягощенная заботами, "с трудом созерцает сущее" (там же, 248 В). Аристотель выявляет типы Б (философ. категория) в соответствии с типами суждений: "оно есть" (см. Met. , 7, 1016, в 13—8, 1017 в 10; русский перевод, М. — Л., 1934). Но Б (философ. категория) им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием (см. там же, , 3, 993 в 22). Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер Б (философ. категория), поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика Б (философ. категория) Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога). Такая трактовка была продолжена неоплатонизмом,

  Христианство проводит различие между божественным и сотворенным Б (философ. категория), между богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному Б (философ. категория) Христианство развивает античное представление о тождестве Б (философ. категория) и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное Б (философ. категория) (акт) и возможное Б (философ. категория) (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только Б (философ. категория) бога.

  Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б (философ. категория), природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, — отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции Б (философ. категория) 17—18 вв. В них Б (философ. категория) рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Б (философ. категория) как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке Б (философ. категория) для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики — главной науки 17—18 вв., в свою очередь, такое понимание Б (философ. категория) послужило основой естественнонаучных представлений о мире в то время. Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций Б (философ. категория), где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. К. Маркс в "Святом семействе" заметил относительно понятия субстанции у нидерландского философа Б (философ. категория) Спинозы, что это — "... метафизически переряженная природа в ее оторванности от человека..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 154). В этих словах характеризуется одна из особенностей всего домарксистского материализма — противопоставление природы человеку, рассмотрение Б (философ. категория) и мышления сугубо натуралистически. Другая важная особенность концепций Б (философ. категория) в новое время состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к Б (философ. категория), когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Б (философ. категория), его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые, С разными модификациями все эти особенности в понимании Б (философ. категория) обнаруживаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Б (философ. категория) Спинозы, у французских материалистов, в физике Р. Декарта,

  Но в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования Б (философ. категория), при котором Б (философ. категория) определяется на пути рефлективного анализа сознания (то есть анализа самосознания) или же на пути осмысления Б (философ. категория) сквозь призму человеческого существования, Б (философ. категория) культуры, социального Б (философ. категория) Тезис Декарта (cogito ergo sum — мыслю, следовательно существую) означает: Б (философ. категория) субъекта постигаемо в акте самопознания. Эту линию развивает немецкий философ Г. Лейбниц, который выводит понятие Б (философ. категория) из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. отрицающего существование материального Б (философ. категория) и выдвигающего субъективно- идеалистическое положение "быть — это значит быть в восприятии",

  Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает Б (философ. категория) не как свойство вещей, а как связку суждения. "... Б не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи.... В логическом применении оно есть лишь связка в суждении" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 521). Прибавляя к понятию характеристику Б (философ. категория), мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинным Б (философ. категория) является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное Б есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает Б (философ. категория) культуры, Б (философ. категория), созданное деятельностью человека. Этот тезис развивает Ф. Шеллинг, согласно которому природа, Б (философ. категория) само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум, а "свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности" ("Система трансцендентального идеализма", Л., 1936, с. 65). В системе Г. Гегеля Б (философ. категория) рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность Б (философ. категория) от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность Б (философ. категория) составляет идеальное. Для Гегеля подлинное Б (философ. категория), совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно. С этим связан и историзм в понимании Б (философ. категория), который берет свое начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности.

  Установка на рассмотрение Б (философ. категория) как продукта деятельности духа характерна и для буржуазной философии конца 19 — начала 20 вв. При этом по-новому истолковывается само Б (философ. категория) Основная тенденция в развитии представлений о Б (философ. категория) совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку Б (философ. категория), так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о Б (философ. категория) как субстанции, осуществленной в гносеологии (например, в работах немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера).

  В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме Б (философ. категория) — человеческом существовании. У немецкого философа Ф. Ницше, например, понятие Б (философ. категория) толкуется как обобщение понятия жизни. Еще более резко этот тезис проводится в философии жизни немецкого философа В. Дильтея, для которого подлинное Б (философ. категория) совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе. Немецкий философ Г. Риккерт, как и все неокантианство, различает чувственно-реальное и ирреальное Б (философ. категория); если естествознание имеет дело с реальным Б (философ. категория), то философия — с миром ценностей, то есть Б (философ. категория), которое предполагает долженствование. Для феноменологии немецкого мыслителя Э. Гуссерля характерно проведение различия между реальным и идеальным Б (философ. категория) Первое является внешним, фактичным, временным, а второе — мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью. Задача феноменологии в том, чтобы определить смысл Б (философ. категория), осуществить редукцию всех натуралистически-объективистских установок и повернуть сознание от индивидуально-фактического Б (философ. категория) к миру сущностей. Б (философ. категория) коррелятивно акту переживания, сознанию, которое интенционально, то есть направлено на Б (философ. категория), влечется к Б (философ. категория) Центральным пунктом феноменологии является изучение сопряженности Б (философ. категория) и сознания. Немецкий философ Н. Гартман, противопоставляя материальное Б (философ. категория) как преходящее, эмпирическое идеальному Б (философ. категория) как надысторическому, проводит различие между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев Б (философ. категория) — неорганического, органического, духовного. В концепции немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к Б (философ. категория), основанный на рассмотрении Б (философ. категория) как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема Б (философ. категория) имеет смысл лишь как проблема человеческого Б (философ. категория), проблема предельных оснований человеческого существования; самым важным выражением общечеловеческого способа Б (философ. категория) является страх перед ничто.

  Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя Б (философ. категория) в себе и Б (философ. категория) для себя, разграничивает материальное Б (философ. категория) и человеческое Б (философ. категория) Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. "В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие" (Sartre J. ., Critique de la raison dialectique, v. 1, ., 1960, р. 247). Основные характеристики человеческого Б (философ. категория) — свободный выбор возможностей: "... быть для человека — значит выбирать себя..." (Sartre J. ., L"Etre et ie néant, ., 1960, р. 516).

  Экзистенциализм отвергает правомерность рассмотрения Б (философ. категория) как такового, Б (философ. категория) чего-то объективного. Б (философ. категория) оказывается в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах которого существует и развивается человеческая свобода.

  В марксистской философии проблема Б (философ. категория) анализируется в двух направлениях. Прежде всего Б (философ. категория) рассматривается как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание на вычленение различных сфер Б (философ. категория); главными среди них являются неорганическая и органическая природа, биосфера и общественное Б (философ. категория) Второе направление в анализе Б (философ. категория) связано с рассмотрением общественного Б (философ. категория) В этом плане анализа исходным пунктом диалектического материализма является практика, рассмотрение Б (философ. категория) как исторического Б (философ. категория), как результата социальной практической деятельности. В отличие от метафизического материализма, который фиксирует Б (философ. категория) в форме объекта, как мир слепых, автоматически действующих законов, марксизм отстаивает историческую концепцию Б (философ. категория), видя в нем совокупную живую, чувственную деятельность индивидов. Причем Б (философ. категория) понимается как реальный процесс жизни людей, как "... производство самой материальной жизни" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26). Обществ. Б (философ. категория) отнюдь не сводится марксизмом к совокупности экономических отношений, как это делает экономический материализм. "... Напротив (материалисты), марксисты были первыми социалистами, выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон общественной жизни..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 161). Б (философ. категория) — это мир культуры, теоретически и практически освоенной природы. Человек осваивает прежнюю культуру и выражает себя в создаваемых им самим предметах культуры. Его сознание направлено на Б (философ. категория), идеально воспроизводит и созидает его: "Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 25). В проблеме взаимосвязи природного и социального Б (философ. категория) диалектический материализм исходит из первичности природы, из признания существования природного мира, независимого от социально-практической деятельности человека. Ф. Энгельс писал, что Б (философ. категория) есть предпосылка единства мира, "... ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Б есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (там же, т. 20, с. 43). Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного мира. В этом смысле общественное Б (философ. категория), мир культуры выявляет существо и структуру Б (философ. категория) как такового. Таким образом, социальное Б (философ. категория) не обособлено от материи, в нем обнаруживаются ее универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности, которые присущи самому Б (философ. категория), превращает его потенции в действительность.

 

  Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; Плеханов Г. В., О материалистическом понимании истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии, в кн.: Диалектика — теория познания. Историко-философские очерки, М., 1964; Глезерман Г. Е., К вопросу о понятии "общественное бытие", "Вопросы философии", 1958, № 5; Келле В. Ж. и Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1962; Heidegger М., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann ., Zur Grundlegung der Ontologie, 2 Aufl., Meisenheim, 1941.

  А. П. Огурцов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 06:40:31