Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Булгаков Михаил Афанасьевич

Булгаков (далее Б) Михаил Афанасьевич (3(15).5.1891, Киев, — 10.3.1940, Москва), русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922—26 сотрудничал в газете "Гудок". Первый сборник сатирических рассказов Б. "Дьяволиада" (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа "Белая гвардия" (1925—27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса "Дни Турбиных" (постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе "Бег" (1926—28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея "белого" движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях "Зойкина квартира" (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и "Багровый остров" (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.

  Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссером-ассистентом МХАТ, инсценировал "Мертвые души" Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах "Кабала святош" ("Мольер", 1930—36, постановка 1943) и "Последние дни" ("Пушкин", 1934—35, постановка 1943), в биографической повести "Жизнь господина де Мольера" (1932—33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный "Театральный роман" ("Записки покойника", 1936—37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом "Мастер и Маргарита" (опубликован 1966—67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены "вечные" проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. — драматург и повествователь — владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.

  Соч.: Избр. проза. (Вступ. ст. В. Лакшина), М., 1966; Драмы и комедии. (Вступ. ст. В. Каверина), М., 1965; Мастер и Маргарита, "Москва", 1966, № 11; 1967, № 1; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.

  Лит.: Смирнова В., Михаил Б-драматург, в ее кн.: Современный портрет, М., 1964; Лурье Я. и Серман И., От "Белой гвардии" к "Дням Турбиных", "Русская литература", 1965, №2; Ермолинский С., О Михаиле Бе. Глава из книги воспоминаний, "Театр", 1966, № 9; Лакшин В., Роман М. Ба "Мастер и Маргарита", "Новый мир", 1968, №6; Скорино Л., Лица без карнавальных масок, "Вопросы литературы", 1968, № 6; Виноградов И., Завещание мастера, там же; Скорино Л., Ответ оппоненту, там же; Палиевский П., Последняя книга М. Ба, "Наш современник", 1969, № 3.

  В. Я. Лакшин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 14:42:44