Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Букварь

Букварь (далее Б) учебник для обучения грамоте, первое пособие по развитию речи и логического мышления у детей; иллюстрированный Б является также одним из первоначальных средств эстетического воспитания. Обучение грамоте осуществляется по разным методам (слоговому, звуковому, "методу целых слов" и т. д.), в соответствии с которыми создаются Б Для русского языка наиболее целесообразен звуковой аналитико-синтетического метод обучения грамоте, на основе которого и составляются современные советские Б

  Первыми славяно-русскими Б были азбука-грамматика Ивана Федорова (Львов, 1574), букварь Лаврентия Зизания (Вильно, 1596) и аналогичный ему букварь В. Бурцева (Москва, 1634). В 17 в. лучшим Б был иллюстрированный букварь Кариона Истомина (1694), содержавший предметные рисунки к каждой букве. В 16—18 вв. Б составлялись по буквослагательному методу. В середине 19 в. появляются Б, составленные по слоговому, а затем по звуковому методу (Ф. Студитского, 1846, В. 1860). В 1864 К. Д. Ушинский создал первый русский Б, построенный по звуковому аналитико-синтетическому методу. В 1875 вышли "Новая азбука" Л. Н. Толстого, составленная по так называемому слуховому методу. Последователи Ушинского (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров и др.) внесли в звуковой аналитико-синтетический метод и в Б ряд усовершенствований.

  Первые советские Б, составленные по так называемому методу целых слов, были заменены в 1932 Б, в которых восстанавливался звуковой аналитико-синтетической метод (П. О. Афанасьева, Н. А. Костина). С этого времени все Б составлялись по этому методу. В 1937 были утверждены буквари А. В. Янковской и Н. М. Головина. В 1945 их сменили буквари А. И. Воскресенской и С. П. Редозубова. На основе букваря Редозубова Академией педагогических наук были разработаны букварь (1953) и новый стабильный Б (1965). В создании последнего Б впервые принимали участие Академия художеств и советские писатели, благодаря чему новый Б отличается от предшествующих большей насыщенностью художественными текстами, красочными сюжетными и предметными картинками. В АПН СССР ведется дальнейшая экспериментальная работа по совершенствованию Б

  Лит.: Редозубов С. П., Методика обучения чтению и письму в начальной школе, Избр. труды, М., 1961; Янковская А. В., Б, в кн.: Педагогическая энциклопедия, т. 1, М., 1964.

  Л. К. Назарова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 22:32:10