Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Административная ответственность

Административная ответственность (далее А) ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см. Административное правонарушение). При А обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим А отличается от ответственности дисциплинарной.

  В СССР привлечение к А за определенные виды правонарушений, допускающие применение ареста и некоторых др. мер административного взыскания, осуществляются постановлением народного судьи. Законодательство об административной ответственности служит важным средством охраны социалистического правопорядка, воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения требований законности и правил социалистического общежития. Цель А не только в том, чтобы подвергнуть нарушителя административному взысканию, но и воспитать в нем привычку к правомерному поведению, удержать других неустойчивых лиц от совершения правонарушений. Привлечены к А могут быть граждане, достигшие 16 лет, только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом или правовыми актами высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР и союзных республик: например, указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1961, № 35, ст. 368) и изданные на его основе указы Президиумов Верховных Советов союзных республик, Положения об административных комиссиях (см. Административная комиссия) и о порядке производства по делам об административных нарушениях. В РСФСР такое Положение утверждено 30 марта 1962 ("Ведомости Верховного Совета РСФСР", 1962, № 13, ст. 166). Ряд правил об А содержится в нормативных актах, устанавливающих ответственность за конкретные виды административных нарушений (например, в указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 "Об усилении ответственности за хулиганство", в Таможенном и Воздушном кодексах СССР, в Ветеринарном уставе СССР и др.).

  Основанием для привлечения к А является административное правонарушение (проступок). В ряде случаев повторное совершение административного правонарушения, после применения к виновному за такое же деяние мер административного воздействия, создает уже состав преступления, например уклонение военнообязанного от учебных сборов и воинского учета (УК РСФСР, ст. 1981), незаконная охота (УК РСФСР, ст. 166), занятие запрещенным промыслом (УК РСФСР, ст. 162).

  Установление А за нарушение тех или иных правил отнесено к компетенции высших органов государственной власти СССР и союзных республик. Краевым, областным, районным, городским Советам депутатов трудящихся предоставлено право принимать решения, за нарушение которых предусматривается наложение штрафов в административном порядке по ряду вопросов, в том числе по вопросам охраны общественного порядка; благоустройства и сохранения жилищного фонда; санитарного состояния населенных пунктов; охраны лесов, водных ресурсов, рыболовства, охоты; борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства и др. Решения местных Советов, предусматривающие наложение штрафов за их нарушение, издаются на срок не более 2 лет и вступают в силу не ранее чем через 15 дней со дня их опубликования.

  Основными видами административных взысканий являются: предупреждение, штраф, арест, исправительные работы, временное лишение специальных прав, конфискация имущества, административное выселение (см. Взыскание административное, а также статьи об отдельных видах административных взысканий: штраф, исправительные работы). О каждом административном проступке, кроме случаев, когда взыскание налагается на месте, должен быть составлен протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей. Дела об административных нарушениях рассматриваются административными комиссиями. Право наложения штрафов без обращения в административные комиссии сохранено за органами милиции, органами морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами, должностными лицами ряда государственных инспекций и др.

  Для исполнения постановлений о наложении административных взысканий установлен 3-месячный срок давности. Лица, подвергнутые административным взысканиям, имеют право в 10-дневный срок обжаловать постановление о наложении штрафа в народный суд, а о наложении иного взыскания — в исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся (в соответствующий вышестоящий орган государственного управления).

  Лит.: Лунев А. Е., А за правонарушения, М., 1961; Власов В. А., Новое законодательство об административных штрафах, М., 1963.

  П. И. Романов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:32:02