Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бронза (в искусстве)

Бронза (далее Б) в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно-прикладных изделий и скульптуры (большей частью Б (в искусстве), в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли Порошок и тонкие листки Б (в искусстве) (поталь) служат также для бронзирования изделий из дерева, кости, черных металлов, гипса и т.д. Отличные литейные свойства Б (в искусстве) позволяют воспроизводить мельчайшие детали скульптурной модели; упругость, вязкость, пластичность Б (в искусстве) дают возможность, не прибегая к дополнительным опорам, создавать объемные композиции с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно легкие отливки. Б (в искусстве), оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естественную патину) от зеленой до густо-коричневой и черной, а кроме того, хорошо поддается тонировке (патинированию), золочению, полировке, ковке, чеканке, гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру изделий.

  С середины 3-го тысячелетия. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го — в Египте вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка, дерева и пр.) появилось литье в створчатые закрытые формы из глины, снятые с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов скрепляли Места соединения сглаживали чеканкой, которой также прорабатывали рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщенно-монументальными поверхностями, часто полированными. Иногда чеканка дополнялась гравировкой (бронзовая голова из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах Азии и Закавказья. На Ближнем Востоке с конца 1-го тыс. н. э. бронзовые изделия украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, иногда (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений). В Китае, где Б (в искусстве) известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была доведена полировка бронзовых зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные сосуды выполнялись так называемым восковым литьем: форма изнутри покрывалась ровным слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала Б (в искусстве)

  В Греции 5—4 вв. до н. э. для отливки крупных бронзовых статуй (Поликлета, Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литье "с потерей восковой модели". При этом способе (который до наших дней является основным для бронзовой монументальной скульптуры) автор ведет окончательную моделировку изваяния по нанесенному на него воску, который затем покрывается огнеупорным материалом и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единственную отливку. Свойство Б (в искусстве) давать богатую по градациям игру бликов и теней античные скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности. В Древнем Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами. Тщательная чеканка усиливала пластическую ясность композиции, осязаемость и достоверность деталей.

  Ранние средневековые и романские бронзовые врата церквей и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152—56, церкви Сан-Дзено в Вероне, 11—12 вв.), надгробия (Рудольфа Швабского, около 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии, подсвечники и т.д. (реже — статуи святых) были большей частью сборными, В этих произведениях благодаря тому, что плоскостно решенные изображения и орнаменты выступают на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронзовой массы.

  В эпоху Возрождения Л. Гиберти (северной 1404—24, и восточной 1425—52, двери флорентийского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты, 1447—53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479—90, Венеция), П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508—19, Зебальдускирхе, Нюрнберг) и др. скульпторы вновь обращаются к литью "с потерей восковой модели". Введенная Б (в искусстве) Челлини для этого способа литья кусковая форма позволила получать по несколько точных отливок с одной модели, которые, однако, требовали удаления чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронзовое литье в 16 в. в России ("Царь-пушка" работы А. Чохова, 1586, масса около 40 т, Московский Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15—16 вв. фактура бронзовой пластики, в которой сочетались матовые и полированные поверхности, ровные плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия в 17—18 вв., когда Б (в искусстве) становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей (статуи и скульптурные группы Ф. Жирардона в Версале, Б (в искусстве) К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с начала 19 в. — П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными выразительные возможности Б (в искусстве) В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значительные бронзовые монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики: И. Ф. и М. И. Моторины ("Царь-колокол", 1734—35, Московский Кремль), Е. Хайлов (ведший совместно с Э. М. Фальконе литье "Медного всадника" в 1775), В. П. Екимов (отливший в один прием группу И. П. Мартоса "Минин и Пожарский", 1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор П. К. Клодт и многие другие.

  Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок производства художеств. Б (в искусстве): ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные сплавы (до 10—15% и и до 3% ), гальваническое золочение и механические способы обработки (штамповка, накатка и т.д.); преимущественное развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам Б (в искусстве), которая становится главным образом чисто репродукционным материалом. Новое художественное осмысление Б (в искусстве) получает в последние десятилетия 19 ив 20 вв. в творчестве импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более поздних поколений (А. Бурделя, Ш. Деспьо, Дж. Манцу и др.). Для усиления эмоционального звучания образов они используют пластическую выразительность бронзовых подтеков, зазубрин и пр. следов литья, которые подчеркивают живость лепки и следы непосредственной работы скульптора над моделью. В мягко моделированных статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе Б (в искусстве) создает эффект внутренней пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется Б (в искусстве) в советской скульптуре ("Крестьянка" В. И. Мухиной, 1927, "Булыжник — оружие пролетариата" И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в Б (в искусстве) мастером В. В. Лукьяновым в 1940—60-е гг., все — Третьяковская галерея; "Женская фигура" А. Т. Матвеева, 1937, Русский музей, Ленинград; значительная часть памятников во многих городах СССР).

 

Лит.: Вейнер П., О бронзе, П., 1923; Рыбаков Б (в искусстве), Ремесло древней Руси, М., 1948; Рубцов Н. Н., В. П. Екимов и П. К. Клодт — выдающиеся мастера русского художественного литья, М., 1950; Левинсон Н. ., Гончарова Л. Н., Русская художественная бронза, М., 1958; Lüer Н., Technik der Bronzeplastik, Lpz., 1902; Schottmüller ., Bronze. Statuetten und Geräte, ., 1921; Charbonneaux J., Les bronzes grecs. ., 1958; Dexel ., Les bronzes chinois. ., 1959; Landais Н., Les bronzes italiens de la Renaissance, ., 1958; Weihrauch Н. R., Europäische Bronze-Statuetten 15.—18. Jahrhundert, Braunschweig, (1967).

  И. М. Глозман.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:23:57