Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бортнянский Дмитрий Степанович

Бортнянский (далее Б) Дмитрий Степанович (1751, Глухов, — 28.9(10.10).1825, Петербург), русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769—79 жил за границей. В Италии были поставлены его оперы: "Креонт" (в оригинале "Антигона", 1771, Венеция), "Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Модена). С 1779 капельмейстер, с 1796 директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Б. связан расцвет капеллы. Б. принадлежат три оперы на французские тексты: "Праздник сеньора" (1786, Павловск), "Сокол" (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них — "Сын соперник, или Современная Стратоника" (1787, Павловск).

  Выдающийся мастер хорового письма, Б. вошел в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским Б. создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и др. Камерно-инструментальные произведения Б., среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796), — первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.

  Соч.: Полн. собр. соч., в. 1—10, Изд. пересмотрено и исправлено П. Чайковским, М., 1882.

  Лит.: Лебедев Н., Березовский и Б, как духовные композиторы, СПБ, 1882; Асафьев Б., Об исследовании русской музыки 18 в. и двух операх Бортнянского, в сборнике: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Доброхотов Б., Д. С. Б, М., 1950; Келдыш Ю., Русская музыка 18 в., М., 1965.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:39:50