|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Союз | "Союз" (далее С) наименование серии советских многоместных космических кораблей для полетов по орбите вокруг Земли; программа их разработки и запусков начиная с 1967. "С" предназначен для решения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве: отработки процессов автономной навигации, управления, сближения, стыковки и проверки принципов создания и обслуживания околоземных орбитальных станций; изучения воздействии условии длительного космического полета на организм человека; проверки принципов использования пилотируемых космических кораблей для исследования Земли в интересах народного хозяйства проведения научно-технических и научных экспериментов в космическом пространстве.
Основные характеристики. Масса корабля (максимальная) — 6,8 т, длина (максимальная) — 7,5 м, диаметр (максимальный) — 2,72 м, диаметр жилых отсеков — 2,2 м, размах панелей с солнечными батареями — 8,37 м, суммарный объем жилых отсеков — 10 м3. Космический корабль "С" состоит из 3 основных отсеков (рис. 1), которые механически соединяются с помощью пиротехнических узлов. В состав корабля "С" входят: система ориентации и управления движением в полете и при спуске; система двигателей причаливания и ориентации; сближающе-корректирующая двигательная установка; системы радиосвязи, электропитания, стыковки, радионаведения и обеспечения сближения и причаливания с помощью оптических средств; система приземления и мягкой посадки; комплекс систем обеспечения жизнедеятельности; система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования.
Основные отсеки. Спускаемый аппарат (СА) служит для размещения экипажа на участке выведения "С" на орбиту, при управлении кораблем в полете по орбите, во время управляемого спуска в атмосфере, парашютирования, приземления. СА — герметичный отсек, оснащенный двумя боковыми обзорными иллюминаторами и одним иллюминатором с оптическим визиром-ориентатором. Корпус снаружи покрыт теплозащитой, а внутри — теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. В СА размещены пульт космонавтов, ручки управления кораблем, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем, контейнеры для возвращаемой научной аппаратуры и резервный запас (продукты, снаряжение, медикаменты и др.) для экипажа. Для обеспечения полета по программе ЭПАС предусмотрен пульт управления совместимыми (работающими на одинаковых частотах) радиостанциями и внешними огнями. Для передачи цветного телевизионного изображения на Землю установлены специальные светильники и дополнительные узлы крепления телекамер.
Орбитальный модуль (ОМ) используется в качестве рабочего отсека при проведении научных экспериментов, для отдыха экипажа и перехода его в др. космический корабль. ОМ выполнен из 2 оболочек — полусфер, соединенных цилиндрической вставкой, имеет 3 обзорных иллюминатора, один из которых расположен на крышке люка-лаза стыковочного устройства. В нижней части отсека имеется люк, соединяющий ОМ с СА, а также боковой люк для посадки экипажа в корабль на стартовой площадке. В ОМ расположены пульт управления, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем, научная аппаратура.
Приборно-агрегатный отсек (ПАО) предназначен для размещения основной аппаратуры, оборудования и систем, обеспечивающих орбитальный полет. Он состоит из переходной, приборной и агрегатной секций. В переходной секции, выполненной в виде форменной конструкции, соединяющей С А с приборной секцией, установлено 10 двигателей причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс) каждый, топливные баки и система подачи однокомпонентного топлива. В герметичной приборной секции, имеющей форму цилиндра с двумя днищами, размещены приборы системы ориентации и управления движением, управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования корабля, радиосвязи с Землей и программно-временного устройства, радио-телеметрии, единого электропитания. Агрегатная секция выполнена в виде цилиндрической оболочки, соединенной с конической оболочкой, заканчивающейся базовым шпангоутом, предназначенным для установки корабля на ракету-носитель. Снаружи агрегатной секции расположен большой радиатор-излучатель системы терморегулирования, 4 двигателя причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс) каждый, 8 двигателей ориентации с тягой 10 н (1 кгс) каждый, нижние узлы крепления солнечных батарей. В агрегатной секции размещена сближающе-корректирующая двигательная установка, состоящая из основного и дублирующего двигателей с тягой по 4 кн (400 кгс), топливных баков и системы подачи двухкомпонентного топлива. В районе базового шпангоута установлены антенны радиосвязи и телеметрии, ионные датчики системы ориентации и часть батарей системы единого электропитания корабля. Солнечные батареи выполнены в виде 2 "крыльев" из 3 створок каждое. На концевых створках батарей размещены антенны радиосвязи, телеметрии и цветные бортовые огни ориентации. Все отсеки корабля снаружи закрыты экранно-вакуумной теплоизоляцией зеленого цвета. При выведении на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ) на участке полета в плотных слоях атмосферы корабль закрыт сбрасываемым головным обтекателем, оснащенным двигательной установкой аварийного спасения системы.
Стыковочное устройство (устанавливается в случаях использования "С" в качестве транспортного корабля одноразового применения) выполняет следующие функции: поглощение (демпфирование) энергии соударения кораблей; первичную сцепку; выравнивание и стягивание кораблей; жесткое соединение конструкций кораблей и создание герметичного стыка; расстыковку и разделение кораблей. Конструктивно состоит из 2 частей, размещенных на соединяемых объектах: активного стыковочного агрегата, устанавливаемого на транспортном корабле и снабженного механизмом для осуществления всех действий по стыковке, и пассивного стыковочного агрегата, устанавливаемого на орбитальной станции или др. корабле. Каждая часть стыковочного устройства выполнена в виде 2 автономных узлов — стыковочного механизма (на активном агрегате) и его ответной части (на пассивном агрегате); стыковочного шпангоута с расположенными на нем дополнительными механизмами. Стыковочный механизм на активном агрегате выполняет основные функции по соединению объектов до соприкосновения стыковочных шпангоутов. Ответная, пассивная часть представляет собой приемный конус, в который при стыковке входит штырь стыковочного механизма (рис. 2). В эксперименте по программе ЭПАС было испытано принципиально новое, технически более совершенное стыковочное устройство (андрогинный периферийный агрегат стыковки, см. рис. 1), качественно отличающееся от всех предшествующих, выполненных по схеме "штырь — конус", с помощью которых ранее осуществлялись стыковки как сов., так и амер. космических кораблей (см. в ст. Стыковка).
Основные системы. Система ориентации и управления движением корабля предназначена для управления его положением в пространстве: построения различных видов ориентации; длительного сохранения ориентированного положения, т. е. поддержания ориентации; стабилизации корабля при выдаче реактивного импульса сближающей корректирующей двигательной установки; управления процессом сближения с др. космическим кораблем. Система может работать как в автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления. Бортовая аппаратура получает энергию от централизованной системы электропитания с солнечными батареями (полезная площадь 14 м2). После стыковки корабля с орбитальной станцией батареи используются в общей системе электропитания.
Комплекс систем жизнеобеспечения включает систему регенерации атмосферы СА и ОМ, запасы пищи и воды, ассенизационно-санитарное устройство. Регенерация обеспечивается веществами, поглощающими углекислый газ с одновременным выделением Специальные фильтры поглощают вредные примеси. Экипаж работает в скафандрах на участках выведения корабля на орбиту, стыковки и расстыковки кораблей, спуска с орбиты. На остальных участках скафандры хранятся в ОМ, уложенные в полетные сумки. При работе условия для жизнедеятельности создаются вентиляцией скафандров кабинным воздухом от вентиляционных установок СА.
Комплекс радиотехнических средств предназначен для определения параметров орбиты корабля, приема команд с Земли, двухсторонней телефонной и телеграфной связи с Землей в различных диапазонах длин волн, передачи на Землю телевизионных изображений обстановки в отсеках и внешней обстановки, наблюдаемой через иллюминаторы.
Система терморегулирования поддерживает температуру воздуха в жилых отсеках в пределах 15—25 °С и относит. влажность в пределах 20—70%; температуру воздуха в приборном отсеке — 0—40 °С
Сведения о запусках. За 1967—75 было выведено на орбиту ИСЗ 18 пилотируемых кораблей "С" (см. табл.).
Полеты советских космических кораблей С (1967—76) Наименование корабля | Дата запуска и возвращения на Землю | Продолжительность полета, сут | Экипаж | Начальные параметры орбиты | высота в перигее, км | высота в апогее, км | наклонение, град | период обращения, мин | "Союз-1" | 23.4—24.4.67 | свыше 1 | Комаров В. М. | 201 | 224 | 51,7 | 88,6 | "Союз-2" | 25.10—28.10.68 | около 3 | беспилотный | 185 | 224 | 51,7 | 88,5 | "Союз-3" | 26.10—30.10.68 | около 4 | Береговой Г. Т. | 205 | 225 | 51,7 | 88,6 | "Союз-4" | 14.1—17.1.69 | около 3 | Шаталов В. А. | 173 | 225 | 51,7 | 88,25 | "Союз-5" | 15.1—18.1.69 | свыше 3 | Волынов Б. В., Елисеев А. С, Хрунов Е. В. | 200 | 230 | 51,7 | 88,7 | "Союз-6" | 11.10—16.10.69 | около 5 | Шонин Г. С, Кубасов В. Н. | 186 | 223 | 51,7 | 88,36 | "Союз-7" | 12.10—17.10.69 | около 5 | Филипченко А. В., Волков В. Н., Горбатко В. В. | 207 | 226 | 51,7 | 88,6 | "Союз-8" | 13.10—18.10.69 | около 5 | Шаталов В. А., Елисеев А. С | 205 | 223 | 51,7 | 88,6 | "Союз-9" | 1.6—19.6.70 | около 18 | Николаев А. Г., Севастьянов В. И. | 207 | 220 | 51,7 | 88,59 | "Союз-10" | 23.4—25.4.71 | около 2 | Шаталов В. А., Елисеев А. С, Рукавишников Н. Н. | 208 | 246 | 51,6 | 89,0 | "Союз-11" | 6.6—30.6.71 | около 24 | Добровольский Г. Т., Волков В. Н., Пацаев В. И. | 185 | 217 | 51,6 | 88,3 | "Союз-12" | 27.9—29.9.73 | свыше 2 | Лазарев В. Г., Макаров О. Г. | 194 | 249 | 51,6 | 88,6 | "Союз-13" | 18.12—26.12.73 | около 8 | Климук П. И., Лебедев В. В. | 225 | 272 | 51,6 | 89,22 | "Союз-14" | 3.7—19.7.74 | около 16 | Попович П. Р., Артюхин Ю. П. | 255 | 277 | 51,6 | 89,7 | "Союз-15" | 26.8—28.8.74 | свыше 2 | Сарафанов Г. В., Демин Л. С | 254 | 275 | 51,6 | 89,6 | "Союз-16" | 2.12—8.12.74 | около 6 | Филипченко А. В., Рукавишников Н. Н. | 177 | 223 | 51,6 | 88,4 | "Союз-17" | 11.1—9.2.75 | около 30 | Губарев А. А., Гречко Г. М. | 293 | 354 | 51,8 | 90,7 | "Союз-18" | 24.5—26.7.75 | около 63 | Климук П. И. Севастьянов В. И. | 193 | 247 | 51,6 | 88,6 | "Союз-19" | 15.7—21.7.75 | около 6 | Леонов А. А., Кубасов В. Н. | 186 | 221,2 | 51,8 | 88,5 | "Союз-20"* | 17.11.75—16.2.76 | около 92 | беспилотный | 343 | 367 | 51,6 | 91,4 | Примечание. 5 апреля 1975 произведен запуск космического корабля типа "С" (экипаж В. Г. Лазарев и О. Г. Макаров), который не вышел на расчетную орбиту, совершил мягкую посадку на Землю.
*Для "Союза-20" параметры даны после стыковки его с орбитальной станцией "Салют-4".
На кораблях "С.-4" и "С-5" проводились автоматическое сближение, ручное причаливание и стыковка 2 пилотируемых космических кораблей с образованием на орбите ИСЗ первой экспериментальной космической станции общей массой 12 924 кг. Во время полета (после стыковки) А. С Елисеев и Е. В. Хрунов в скафандрах вышли в космическое пространство и осуществили переход из одного корабля в другой. На кораблях "С-6", "С-7", "С-8" проведен групповой полет и выполнена программа научно-технических экспериментов, включая испытания способов сварки металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости, проведены навигационные наблюдения, взаимное маневрирование, осуществлено взаимодействие кораблей между собой и с наземными командно-измерительными пунктами, одновременное управление полетом 3 кораблей. На корабле " С-9" совершен полет (424 ч), который положил начало разработке и проверке в космосе средств, необходимых для длительных полетов без создания на борту корабля искусственной тяжести. На корабле "С-13" с помощью установленной на борту системы телескопов "Орион-2" проведены астрофизические наблюдения и спектрографирование в УФ диапазоне участков звездного неба. На кораблях "С-1", "С-3", "С-10", "С-11", "С-12", "С-14", "С-15" проводились отработка режимов работы бортовой аппаратуры и испытания новых и усовершенствованных систем как в одиночных полетах, так и совместно со станциями типа "Салют". Для отработки конструкции и бортовых систем "С" было запущено несколько беспилотных кораблей "С". В соответствии с сов. программой подготовки к совместному полету С — "Аполлон" проведены 2 полета беспилотных кораблей типа "С" ("Космос-638" 3 апреля 1974 и "Космос-672" 12 августа 1974). 2—8 декабря 1974 осуществлен полет "С-16" (А. В. Филипченко и Н. Н. Рукавишников), аналогичного кораблю "С-19", на котором был совершен полет по программе ЭПАС Проводились испытания бортовых систем, модернизированных в соответствии с требованиями совместного полета: нового стыковочного агрегата, системы ориентации и управления движением, комплекса систем жизнеобеспечения. Отработаны также режимы работы бортовой аппаратуры и действия экипажа при решении задач, идентичных задачам совместного полета.
Осуществлены 2 экспедиции на кораблях "С-17" и "С-18" на орбитальную станцию "Салют-4". В ходе длительных космических полетов (около 30 и 63 сут) проведен большой комплекс исследований Солнца, планет и звезд в широком диапазоне спектра электромагнитных излучений. Впервые ("С-18") выполнено комплексное фото- и спектрографическое исследование полярных сияний, а также редкого явления природы — облаков. Проведены комплексные исследования реакций организма человека на действия факторов длительного космического полета. Испытаны различные средства профилактики неблагоприятного действия невесомости. Самостоятельной частью программы полета ("С-18") явились технические эксперименты по отработке новых систем и приборов перспективных космических кораблей и долговременных орбитальных станций. Осуществлен полет корабля "С-19" по программе ЭПАС, в ходе которого дважды была осуществлена стыковка кораблей (17 и 19 июля 1975) и проведены 5 совместных научно-технических экспериментов: искусственное солнечное затмение, УФ-поглощение, зонообразующие грибки, микробный обмен, универсальная печь. Осуществление совместного сов.-амер. эксперимента явилось важным шагом в развитии международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства в мирных целях.
Лит.: Освоение космического пространства в СССР, (т. 1—7), М., 1971—76.
Г. А. Назаров, Е. Ф. Рязанов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:48:54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|