|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Социальная психология | Социальная психология (далее С) научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода вопросы С разрабатывались в составе различных философских учений. Так, истоки многих современных социально-психологических проблем можно обнаружить уже в концепциях Платона и Аристотеля. Элементы С складывались также внутри конкретных наук — прежде всего психологии и социологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии и языкознании. Ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народов" (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт, "психология масс" (юрист Ш. Сигеле и французский социолог Г. Лебон); теория "инстинктов социального поведения" американского психолога У. Мак-Дугалла. Началом самостоятельного существования С считается 1908, когда одновременно появились работы Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в название которых был включен термин "С".
Дальнейшее развитие немарксистской С наиболее ярко представлено в американской С 20 в., когда после 1-й мировой войны 1914—18 перед ней был поставлен новый "социальный заказ" — разработать средства для своеобразного "управления" социально-психологическими явлениями в производстве, армии, пропаганде. Была выдвинута программа построения С как экспериментальной научной дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Меде, получившая наиболее полное практическое воплощение в США.
Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, американская С достигла значительных успехов в исследовании целого ряда конкретных явлений (структуры и динамики малых групп, межличностных отношений, средств и механизмов коммуникации и др.). Предложенные для исследования этих проблем методики оказались эффективными и способствовали получению надежной первичной информации. Однако, отойдя от европейские традиции анализа психологии "больших" групп (народов, масс), американская С, вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С стало исследование в области индивидуальной психологии, принципы и методики которого механически переносились в С На современном этапе на Западе усиливается критика американской С за недооценку теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорирование актуальных социальных проблем, развиваемая многими европейскими (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично американскими авторами.
В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С: материалистическое понимание истории, соотношения индивидуального и общественного сознания, рассмотрение личности как совокупности общественных отношений и др. Вопрос о материалистической перестройке С остро обсуждался в СССР в 20-х гг. в рамках общей дискуссии о судьбах психологической науки. Практическое развитие социально-психологических исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с конца 50-х гг. Советская С основывается на принципах как марксистской социологии, так и материалистической психологии (принцип единства сознания и деятельности и др.). Марксистская традиция в С развивается также в др. социалистических странах. Важное значение имеет полемика с концепциями необихевиоризма, психоанализа, т. н. "когнитивизма" и интеракционизма в С
Основные направления современной С: общие проблемы теории, методологии и истории С; закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, вопрос о взаимосвязи общественных и межличностных отношений); характеристики больших социальных групп (наций, классов и т.п.); проблемы малых групп (условия формирования и структура, воздействие группы на личность, лидерство, принятие групповых решений и т.д.); исследование личности (в т. ч. проблемы социализации и социальных установок), в области прикладных исследований особенно актуальны социально-психологические проблемы управления, массовой коммуникации и пропаганды, противоправного поведения и др. Социально-психологическая проблематика возникает в развитии целого ряда смежных наук, например языкознания, криминологии, демографии, этнографии и т.д.
Главная цель С марксистская мысль видит не в разработке средств манипуляции личностью (как это имеет место, например, в перспективе построения "поведенческой технологии" у Б. Скиннера, США), а в совершенствовании системы управления общественными процессами, С этой точки зрения важны определение возможностей С в решении реальных проблем, стоящих перед обществом, разработка адекватного методического инструментария, отказ от лабораторного эксперимента как единственного метода исследования, использование методических приемов, позволяющих анализировать закономерности человеческого поведения в реальных социальных группах, в реальных условиях человеческой деятельности. Наряду с экспериментом С использует опрос, наблюдение, тесты, т. е. методы, применяемые и в социологии,
Лит.: Проблемы общественной психологии, М., 1965: Кузьмин E. С., Основы социальной психологии, (Л.), 1967; Шибутани Т., С, пер. с англ., М., 1969; Порыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории, М., 1971; Петровский А. В., На путях развития социальной психологии в СССР, "Вопросы психологии", 1971, № 6: Гибш Г. и Форверг М., Введение в марксистскую социальную психологию, пер. с нем., М., 1972; Андреева Г. М., Методологические проблемы современного развития американской социальный психологии, "Вопросы психологии", 1974, № 2; С, М., 1975; The handbook of social psychology, 2 ed., v. 1—2, 4—5, Reading (Mass.), 1968; McDavid J., Harari . social psychology: individuals, groups, sosieties . . 1968; The context of social psychology: a critical assessment, ed. by J. Israel and Н. Tajfel, L. — . ., 1972.
Г. М. Андреева.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:36:46
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|