|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Социализация | Социализация (далее С) (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
В теории С на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом — ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.
Марксистская концепция исходит из того, что С должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. С — это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность — не предпосылка С, а ее результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы С имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс С не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. С не есть механическое наложение на индивида готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект" С, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому С тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.
Различные аспекты С изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение С в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание).
Лит.: Выготский Л. С, Развитие высших психических функций, М., 960; Кон И. С, Социология личности, М., 1967; Буева Л. П., Социальная среда и сознание личности, М., 1968; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Handbook of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi., 1969.
И. С Кон.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 22.02.2025 20:42:13
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|