Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Соната

Соната (далее С) (итал. sonata, от sonare — звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде С, как правило, — 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая — в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.

  Термин "С" известен с 16 в.; первоначально С называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.

  К началу 17 в. сформировались 2 типа С: церковных С (sonata da chiesa) и камерная С (sonata da camera). Для церковных С характерны 4-частный цикл с определенной последовательностью темпов частей (медленно — быстро — медленно — быстро; или быстро — медленно — быстро — быстро), серьезность музыки. Камерная С — свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами С быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генерал-баса. Важнейшее положение занимали также С для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др. С для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. С Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической С (особенно в С для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии С явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.

  В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической С (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие С внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их С усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных С (впервые — в 2 С для фортепиано Ф. Листа).

  В конце 19 — начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в С французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. С остается одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют ее облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты С С Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 С почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 С для различных составов). В 50—70-х гг. термин "С", как в далеком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (С для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).

  Лит.: Попова Т., С, М., 1962; Bagge ., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; Klauwell ., Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, öln — Lpz., 1899; Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., sonate. ., 1951.

  В. Б. Валькова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 09:09:48