Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Солипсизм

Солипсизм (далее С) (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. С находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практической деятельностью. В последовательном виде С встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (например, у французского философа и врача 17 в. К. Брюне).

  Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать последовательного С путем синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Дж. Беркли, пытаясь уйти от обвинения в С, заявил, что все вещи существуют как "идеи" в божественном уме, который "внедряет" ощущение в сознание людей, и т. о. переходил на позиции идеализма платонистского типа. К С вел и субъективный идеализм И. Фихте, хотя сам он подчеркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счете с самосознанием всего человечества. Отчетливо проявилась тенденция к С в философии эмпириокритицизма (см. В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, в кн.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 92-96). Еще более явно, чем в эмпириокритицизме, к С вела т. н. имманентная философия (Р. Шуберт-Зольдерн, В. Шуппе).

  Термин "С" употребляется иногда в этическом смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм (т. н. практический С, по терминологии экзистенциалиста Г. Марселя). Ярким представителем этой формы С был М. Штирнер.

 

  Лит. см. при ст. Идеализм.

  Б. В. Мееровский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 21:50:29