|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Созерцание | Созерцание (далее С) чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого С выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял С как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С — "эмпирическое" (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое", предметом которого является сущность ("эйдос").
Домарксистский материализм истолковывал познание как С, пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. "Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.
Лит. см. при ст. Теория познания. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.02.2025 17:26:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|