Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пушкин (город в Ленинградской обл.)

Пушкин (далее П) (с 1728 — Царское Село, в 1918—37 — Детское Село, в связи со 100-летием со дня гибели А. С. Па назван его именем), город в Ленинградской области РСФСР, подчинен Ленинградскому горсовету. Ж.-д. станция в 24 км к Ю. от Ленинграда. Территория современного П (город в Ленинградской обл.) была в 1708 подарена императором Петром своей жене, будущей императрице Екатерине . Во 2-й половине 18 в. — загородная царская резиденция Царское Село. В 18 — начале 19 вв. здесь были построены дворцы (Екатерининский, Александровский и др.), созданы парки и различные мемориальные сооружения, летом жила придворная знать, стояли гвардейские полки. В начале 70-х гг. 18 в. в южной части современного П (город в Ленинградской обл.) был заложен г. София, который был объединен в 1808 с Царским Селом в единый город, ставший центром Царскосельского уезда Петербургской губернии. В 1811 здесь был открыт Царскосельский лицей, в котором в 1811—17 учился А. С. П. Царское Село в 1837 было соединено с Петербургом первой в России дорогой. Весной 1917 здесь в Александровском дворце находился под арестом бывший император Николай . В 1917 в Царском Селе действовала мощная правительственная радиостанция. При Советской власти П (город в Ленинградской обл.) стал значительным научным и промышленным центром Ленинградской области. 17 сентября 1941 П (город в Ленинградской обл.) был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, разрушившими и уничтожившими многие историко-художественные памятники. Освобожден Советской Армией 24 января 1944. В послевоенные годы восстановлен. Заводы: дорожных машин и электробытовых приборов; фабрика игрушек. Ленинградский с.-х. институт. В 1967 в Церковном флигеле Екатерининского дворца открыт Всесоюзный музей А. С. Па. П (город в Ленинградской обл.) имеет регулярную планировку (около 1780, архитектор Ч. Камерон). В городе находится крупнейший в СССР дворцово-парковый комплекс 18—19 вв. (с 1918 — дворцы-музеи и парки г. П). В 1717—23 был построен небольшой каменный дворец. В 1743—48 расширен и перестроен; архитектор Ан. В. Квасов возвел 2 симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом одноэтажными галереями-переходами, и служебные корпуса (циркумференции); затем архитектор С. И. Чевакинский в одну линию с дворцом и флигелями построил церковь и т. н. зал оранжереи, также соединенные одноэтажными галереями-переходами: первая — с правым флигелем, второй — с левым. В 1752—57 архитектор В. В. Растрелли перестроил дворец в торжественно-праздничных и пышных формах русского барокко середины 18 в.: надстроив галерею до уровня корпусов, соединив отдельные самостоятельные объемы дворца в единое, грандиозное по протяженности целое (длиной 306 м), создав исключительный по пластическому богатству декор фасадов и богатое убранство интерьеров (позолоченная деревянная резьба, зеркала, ценные породы камня и др.). В 1780—90-х гг. к левому торцу дворца пристроены комплекс "Агатовых комнат" с "Холодными банями", "Висячего сада" и Камероновой галереи с пандусом (все — архитектор Ч. Камерон) и Зубовский флигель (по проекту архитектор Ю. М. Фельтена), к правому — Церковный флигель и корпус Лицея (оба — архитектор И. В. Неелов; частично перестроен в 1811 архитектором В. П (город в Ленинградской обл.) Стасовым), изменена (в т. ч. по проектам архитектора Ч. Камерона) отделка некоторых помещений (все — в стиле классицизма). На протяжении 1720—1860-х гг. создавались парки П (город в Ленинградской обл.), ныне занимающие площадь 600 га. Екатерининский и Александровский парки состоят из регулярной части (1720—21) и пейзажной части (1771—80). В парках П (город в Ленинградской обл.) — Александровский дворец (1792—96, архитектор Дж. Кваренги), многочисленные павильоны (в т. ч. Эрмитаж, 1743—54, архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др.) и декоративные сооружения (руины, беседки, каскады; барокко, псевдоготика, классицизм), памятники, садово-парковая скульптура работы итальянских мастеров, пруды, искусственные каналы. Огромный объем Большого дворца — архитектурная доминанта всего ансамбля: симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана регулярного парка. В период фашистской оккупации ансамбль был сильно разрушен, дворцы разграблены. Ныне ансамбль почти полностью восстановлен (кроме части интерьеров Большого дворца; авторы проекта восстановления — Н. В. Баранов, А. А. Кедринский, Н. Е. Туманова и др.).

  Лит.: Петров А. Н., П. Дворцы и парки, (2 изд.), Л., 1969; Демьянов И. И., Слово о городе Пе, Л., 1972; Музеи и парки Па. (Путеводитель, 4 изд.), Л., 1972.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:38:00