Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Путеизмеритель

Путеизмеритель (далее П) путеизмерительный вагон, предназначен для сплошного контроля состояния ж.-д. пути: ширины рельсовой колеи, взаимного положения рельсовых нитей по уровню (измерение перекоса), положения пути в плане и просадок каждой рельсовой нити, а также вертикальных и горизонтальных толчков. Первый вагон-путеизмеритель с механической записью дефектов на ленте был создан в 1887 русским инженером И. Н. Ливчаком. На дорогах России П начали использоваться в начале 20 в. Базой П служит пассажирский вагон, под которым размещены измерительные устройства - ролики, прижимаемые пружинами к головкам рельсов. При уширении или сужении рельсовой колеи происходит горизонтальное перемещение роликов, которое через систему тросов и блоков передается в вагон и фиксируется самописцами в виде графика на бумажной ленте, приводимой в движение от оси колесной пары вагона. Измерения в вертикальной плоскости выполняются одной из колесных пар, перемещения которой сравниваются с базовым показанием физического маятника или гироскопа, расположенных в вагоне. Отклонения передаются системой тросов и блоков к самописцам. П имеют значительную массу (давление на ось до 17,5 тс) и высокие рабочие скорости (100-120 км/ч), поэтому они оказывают большое динамическое воздействие на путь, что позволяет фиксировать упругие отжатия рельсов и скрытые толчки при движении. На П с повышенными рабочими скоростями (до 180-200 км/ч) применяют способы бесконтактного измерения (с помощью индуктивных элементов - электромагнитов, сельсинов и т.п.).

  Для измерения ширины рельсовой колеи и перекосов по уровню обычно в пределах дистанции пути используют легкие (масса около 20 кг) путеизмерительные тележки (рис.), перемещаемые вручную (со скоростью до 5 км/ч). Результаты измерений фиксируются на бумажной ленте.

  С. А. Соломонов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 22:58:09