Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Метрическое стихосложение

Метрическое стихосложение (далее М)квантитативное стихосложение, стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз) и в античном. В античном Метрическое стихосложение единицей долготы в стихе служит доля - мора; краткий слог (È) считается равным одной море, долгий слог (-) - двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой. Важнейшие стопы: трехдольные (трехморные) - ямб (È -), хорей, или трохей (-È), трибрахий (È È È); четырехдольные - спондей (- -), дактиль (-È È), анапест (È È -); пятидольные - бакхий с антибакхием (È - -, - - È), амфимакр (-È -) и 4 пеона (-È È È, È - È È, È È - È, È È È -); шестидольные - молосс (- - -, хориямб (-ÈÈ -), антиспаст (È - - È) и 2 ионика (È È - -, - - È È); семидольные - 4 эпитрита (È - - -, - È - -, - - È -, - - - È). В каждой стопе различается сильное место - арсис, или икт (обычно долгий слог), и слабое место - тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трехдольные стопы (иногда и четырехдольные) обычно объединяются в пары - диподии, где одна из стоп несет усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (-È È) может заменяться стопой спондея (- -). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (È -) может заменяться убыстренным спондеем (- -) и даже убыстренным дактилем и анапестом (-È È,È È -). Все это создает чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта - стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры - словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия - одно с нисходящим ритмом (-È È...), другое с восходящим (È È -...).

  Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами - логаэды: здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов - строфы (алкеева строфа, сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объема и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). Метрическое стихосложение в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была еще нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе Метрическое стихосложение писались еще долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. "переводах размером подлинника" принято передавать ударными слогами - ритмические ударения, а безударными слогами - слабые места стоп.

  Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius ., Römische Metrik, 2 Aufl., Münch., 1955; Snell ., Griechische Metrik, 2 Aufl., (. 1), Gött., 1957; Metryka grecka i łacińska, pod red. М. Dłuskiej i . Stizeleckiego. Wr., 1959.

  М. Л. Гаспаров.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:53:05