Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Метр (в стихосложении и в музыке)

Метр (далее М) 1) М (в стихосложении и в музыке) в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы - стопы, стихи, строфы и т.п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М (в стихосложении и в музыке) охватывает лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмические признаки. В различных системах стихосложения такими признаками служат: определенная последовательность долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), число слогов (силлабическое стихосложение), число ударений (тоническое стихосложение), правильное чередование ударных и неударных слогов (силлабо-тоническое стихосложение) и др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха - частные М (в стихосложении и в музыке), или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т.п.).

  Можно выделить два основных типа литературных стиховых систем: в одном М (в стихосложении и в музыке) регулирует длительности, в другом - акцентуацию. Первый - квантитативный (количественный) - тип сложился на стадии слитности поэзии и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, арабское (аруз) и др. М (в стихосложении и в музыке) выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку общеэстетическому принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин. Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными ударениями и смысловыми границами. В античном стихе М (в стихосложении и в музыке) полностью подчинял себе ритм (движение, "течение" языкового материала); ритмическая акцентуация (природа которой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а с делением метрических единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и тезис) и относилась к собственно музыкальной стороне стиха. Мика (теория стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллинистическую эпоху была выделена из нее и включена в грамматику.

  Когда на рубеже античности и средних веков появились стихи, основанные не на длительности, а на числе слогов, ударениях и рифме, эти чисто речевые стихи получили название "ритмов", в отличие от "М (в стихосложении и в музыке)", сочиненных по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения стиха от музыки.

  Средневековые лат. ритмы принадлежат ко второму типу стиховых систем - акцентному, или квалитативному (качественному), достигшему полного развития в поэзии на новых европейских языках и охватывающему системы силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. Стихи этого типа также отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на которую перенесено античное название "М (в стихосложении и в музыке)" (термин встречается уже у Гильома де Машо, 14 в.), или "размер", хотя он связан не с измерением времени, а со счетом чисто речевых элементов. Основная метрическая единица - стих (строка). Главный признак стиховой речи - паузы, графически обозначаемые делением на строки (и строфы); о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные стихи, в которых все отличие от прозы выражается графическим делением на строки, создающим "установку на М (в стихосложении и в музыке)", и паузы, не зависящие от синтаксиса. Стих, вопреки буквальному значению слова "стихосложение", не складывается из временных отрезков, соединенных в стопы, а представляет собой целое, лишь для метрического счета разделяемое на части. Термин дольники, обозначающий стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов, можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабических стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонических стихах - стопа (силлабо-тонические стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счетные доли, а не слагаемые). Повторяемость становится основным средством выявления М (в стихосложении и в музыке), тогда как в квантитативном М (в стихосложении и в музыке) равенство есть лишь частный случай соразмерности. Акцентные метрические схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль их заключается не в создании музыкальной размеренности, отличающей стих от обычной неупорядоченной речи, а в подчеркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении его эмоционального воздействия. Под ритмом такого стиха обычно подразумевают свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М (в стихосложении и в музыке): в силлабическом стихе таково распределение ударений, в рус. силлабо-тоническом стихе - реальная акцентуация строки, в отличие от метрической, и т.д. Этот ритм не должен рассматриваться как "отступления от М (в стихосложении и в музыке)", т.к. ритмические варианты не выходят за пределы инвариантной схемы М (в стихосложении и в музыке) и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмическими "диссонансами" являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими - переносы (enjambements), создающие противоречия между двумя системами пауз.

  2) М (в стихосложении и в музыке) в музыке - система организации музыкального ритма. Пока музыка, подобно античной, была слита со стихом, музыкальный М (в стихосложении и в музыке) совпадал с М (в стихосложении и в музыке) стиха. Благодаря подразделению слогов на долгие и краткие текст мог служить "мерой" музыкального ритма и позволял в вокальной музыке обходиться без обозначений длительности (хотя в древнегреческой нотации они уже были). Параллельно с отделением стиха от музыки в начале средних веков возникает своего рода "музыкальная проза" - григорианский хорал, свободный ритм которого не связан определенным предустановленным порядком. Размеренность в музыке вновь появляется в связи с поэзией трубадуров и труверов и в конце 12 в. проникает в церковную музыку, где мензуральная (размеренная) музыка противопоставляется неразмеренному григорианскому пению. Подобно античной, мензуральная ритмика строилась на временных соотношениях; она должна быть отнесена к времяизмеряющему (квантитативному) типу. В ранней мензуральной ("модальной") ритмике господствует повторение "модусов" - определенных последовательностей долгих и кратких звуков, сходных с античными стопами (см. Мензуральная нотация). С 14 в. последовательность длительностей становится свободной, размеренность выражается в наличии единицы измерения - мензуры или отмечаемого ударами руки "такта". Увеличение "такта" и деление его более слабыми ударениями создает в начале 17 в. такт в современном смысле, где чередование сильных (тяжелых) и слабых (легких) долей упорядочивает ритм, подобно М (в стихосложении и в музыке) в стихах. Из теории стиха античный термин в 19 в. вновь входит в теорию музыки.

  Такт - специфически музыкальный М (в стихосложении и в музыке) эпохи самостоятельного существования музыки, отделившейся от смежных искусств. Его нет (вопреки распространенному заблуждению) в античной и средневековой музыке, в архаичных формах фольклора и т.п. Как и специфически стиховой М (в стихосложении и в музыке), он строится не на временных, а на акцентных соотношениях, но более сложных, чем противопоставление сильных и слабых слогов: начало каждой доли - сильный момент по отношению к ее подразделениям, простые 2- и заводольные такты объединяются более сильными ударениями в сложные такты, состоящие из равных частей. например 4- и 6-дольные, и в смешанные, состоящие из неравных частей, например 5-и 7-дольные. Такая градация может восприниматься независимо от длительности межударных промежутков. Тактовые доли, условно принимаемые за равные (в отличие от неравных частей античных стоп и мензуральных модусов), в музыкальном исполнении растягиваются и сжимаются в самых широких пределах (нотные длительности указывают специфически музыкальное "время", часто не совпадающее с реальным). Основное отличие такта от всех видов стихового М (в стихосложении и в музыке) - непрерывность; обозначение размера в виде дроби (4/4, 6/8, 3/2 и т.д.) указывает только акцентную схему (число долей и их величину относительно целой ноты), но не границы "строк" (их начало с опорной или неопорной доли) и их величину (на что указывает размер стиха, например "четырехстопный ямб"). Отсутствие метрических пауз, разделяющих стихи, исключает возможность enjambements в музыке, но "ритмические диссонансы" создаются противоречиями между реальной и метрической акцентуацией - синкопами, невозможными в стихах, где метрические опоры не могут быть реализованы в аккомпанементе. Эта реализация в музыке необязательна, такт может превратиться в "воображаемый ритмический аккомпанемент", поддержанный инерцией, и даже в чисто графическое указание автора исполнителю. В таких графических тактах (встречающихся у Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа и др.) обозначающая сильное время тактовая черта указывает не реальный акцент, а его нормальное положение и тем самым нормальный или смещенный характер. Эта функция тактовой черты сохраняется и в "свободных тактах" без единообразной схемы и обозначения размера (например, в некоторых поздних романсах С. В. Рахманинова), которые отличаются от отбрасывающего тактовое деление свободного ритма ("senza misura" - "без М (в стихосложении и в музыке)") возможностью синкопических смещений акцентуации.

  Принципиальные различия между стиховым и музыкальными акцентными М (в стихосложении и в музыке) исключают прямую связь между ними в вокальной музыке нового времени. Вместе с тем ряд общих черт отличает их от музыкально-стихового квантитативного М (в стихосложении и в музыке)

  Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М (в стихосложении и в музыке), 1888; Томашевский Б. В., Русское стихосложение. Мика, П., 1923; его же. Стих и язык, М (в стихосложении и в музыке) - Л., 1959; Жирмунский В. М (в стихосложении и в музыке), Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М (в стихосложении и в музыке), 1971; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Харлап М (в стихосложении и в музыке) Г., О стихе, М (в стихосложении и в музыке), 1966; Rossbach A., Westphal R., Griechische Metrik, 3 Aufl., Lpz., 1889; Saran ., Deutsche Verslehre, Münch., 1907; Groot A. . de, Le mètre et ie rythme du vers, "Journal de psychologie", 1933, № 1-4; Verwey A., Rhythmus und Metrum, Halle, 1934; Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки, Харьков, 1888, ч. 2 - Ритмическое строение; Холопова В. Н., Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века, М (в стихосложении и в музыке), 1971; Харлап М (в стихосложении и в музыке) Г., Ритмика Бетховена, в сборнике: Бетховен, в. 1, М (в стихосложении и в музыке), 1971; Riemann Н., System der musikalischen) Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Sachs ., Rhuthm and tempo. A study in music history, . .,1953.

  М (в стихосложении и в музыке) Г. Харлап.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 17:23:08