Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Местные бюджеты

Местные бюджеты (далее М) бюджеты местных органов государственной власти и государственного управления.

  В социалистических странах М являются планами образования и использования фондов денежных средств, необходимых местным органам власти для осуществления возложенных на них функций. Составляются на основе планов развития народного хозяйства. Система М каждой социалистической страны обусловливается государственным устройством и построена на принципах демократического централизма в управлении народным хозяйством. М утверждаются местными органами власти и являются неотъемлемой частью государственного бюджета каждой страны (см. Бюджетная система).

  В СССР в соответствии с административно-территориальным делением страны каждый край, область, округ, район, город, поселковый и сельский Совет имеет свой М Эти бюджеты органически связаны между собой и включаются в государственные бюджеты союзных республик, а последние - в Государственный бюджет СССР, чем организационно закрепляется единство бюджетной системы СССР. Основные бюджетные права местных Советов определены Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

  Объемы М. б включая бюджеты автономных республик, возросли с 6,6 млрд. руб. в 1950 до 32,2 млрд. руб. в 1972 (почти в 5 раз). На их долю в 1972 приходилось свыше 1/3 общего объема бюджетов союзных республик и около 1/5 объема Государственного бюджета СССР. Из М финансируются предприятия и хозяйственные организации, подведомственные местным Советам, социально-культурные учреждения (школы, детские сады, больницы и др.), содержание местных органов власти. В 1972 расходы М составили: на финансирование народного хозяйства - 9,6 млрд. руб., на социально-культурные мероприятия - 21,2 млрд. руб.

  В М поступают доходы от предприятий местного подчинения (платежи из прибыли промышленных, строительных коммунальных, торговых и др. предприятий), арендные доходы и местные налоги и сборы. Кроме того, в М производятся отчисления от государственных налогов и доходов в определенных размерах от сумм поступления этих доходов на территории соответствующих административных единиц (налога с оборота, подоходного налога с населения, подоходного налога с колхозов и др.), что повышает заинтересованность местных Советов в выполнении плана общесоюзных государственных доходов и налогов.

  В М может также зачисляться часть платежей из прибыли предприятий республиканского подчинения, а в районные, сельские поселковые бюджеты - дополнительные суммы налога с оборота в зависимости от размеров товарооборота  потребительской кооперации. В 1967-71 значительно расширены права местных Советов, что способствует укреплению их материально-финансовой базы и росту бюджетов.

  В капиталистических странах М представляют собой годовые сметы вероятных доходов и расходов местных органов управления. Они утверждаются местными органами и в состав государственных бюджетов не включаются (т. е. формально они обособлены), но фактически права местных органов самоуправления, в том числе и бюджетные, определяются актами центральных правительств. Удельный вес М составляет в Великобритании около 30%, во - 20%, в США - 26% всех ресурсов бюджетной системы. На современном этапе М широко используются для государственно-монополистического регулирования экономики. За счет М покрываются все коммунальные расходы, значительная часть затрат на строительство и содержание дорог, транспорт, жилищные расходы на содержание полиции суда, прокуратуры; финансируется т. н. социальная инфраструктура (расходы на просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение). Несмотря на то, что удельный вес М заметно возрос, остается справедливым указание В. И. Ленина о том, что "не может в буржуазном государстве буржуазия дать действительно на культурные цели ничего кроме грошей, ибо куши нужны ей на обеспечение господства буржуазии, как класса"  собрание соч., 5 изд., т. 16, с. 321-22).

  Доходы М составляют местные налоги и сборы (в основном с трудящихся), неналоговые доходы (главным образом от собственности муниципалитетов), местные займы и субсидии из центральных бюджетов. В общей сумме доходов М в начале 70-х гг. налоги занимали (в %) в США - 58, - 45, ФРГ почти 40, Великобритании - 38; неналоговые доходы соответственно - 29, 37, 37 и 21. Субсидии государства в доходах М этих стран колеблются от 13 до 41%. Посредством субсидий центральное правительство получает возможность определять направление и масштабы всей деятельности местных органов управления и по существу направлять их финансовую политику.

  Л. С. Величко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:53:13