Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Меровингское искусство

Меровингское искусство (далее М)условное название искусства ряда областей (главным образом северных и центральных), объединенных в 5—8 вв. государством Меровингов. Меровингское искусство использовало традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варваров. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила общий упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период "Каролингского возрождения"; наиболее типичны для Меровингское искусство баптистерии (в Пуатье, 4—7 вв.), крипты (например, Сен-Лоран в Гренобле, конец 8 в.) и церкви базиликального типа; в постройках часто использовались античные мраморные колонны. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство, в котором позднеантичные мотивы сочетались с чертами звериного стиля; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато отделанного и вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре меровингского времени, где главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, отдельные изобразительные мотивы неизменно подчинены орнаментально-декоративному началу; в раскраске преобладают яркие, простые цветовые сочетания.

  Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966, с. 39—45; Hubert J., L"art pre-roman, ., 1938; Holmquist ., Kunstprobleme der Merowingerzeit, Stockh., 1939.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:17:56