Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Международное право

Международное право (далее М) публичное, совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. М, как и всякое право, историческое явление, оно начинает формироваться с возникновением государств. Объективные условия существования и развития государств вызвали необходимость установления между ними политических, экономических и других отношений и связей, которые постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало их правового регулирования. На этой основе сложились принципы и нормы права, которые получили затем наименование М (international law, droit international и т. д.).

  Характер и уровень развития межгосударственных отношений в ту или иную историческую эпоху определяют содержание и уровень развития М Однако М всегда носит классовый характер: оно создается государствами, выражающими в его нормах свою волю, имеющую классовое содержание.

  Отдельные институты М получили значительное развитие еще в древности. Это подтверждают памятники права 2 века до н. э. — 1 века н. э. (например, законы Ману, Артхашастра, дипломатические архивы Египта в Тель-эль-Амарне). Наиболее развиты были нормы посольского и договорного права, некоторые правила ведения войны. В целом М носило региональный характер (М Индии, М Греции и т. п.), что объяснялось тем, что международные связи охватывали узкие географические районы.

  М эпохи рабовладения включало такие институты и нормы, как неприкосновенность и экстерриториальность послов, святость заключенных договоров и союзов, третейские суды и посредничество, защита прав иностранцев, порядок объявления войны, нейтрализация храмов и других сооружений, запрет отравленного оружия и другие. О классовом характере М этой эпохи свидетельствуют статьи договоров о взаимопомощи в случаях восстания рабов, о взаимной выдаче беглых рабов, об объявлении "международным преступлением" таких действий, как призыв рабов к восстанию, и т. д. Теоретические положения М имеются в трудах древнегреческих ученых — Полибия (2 век до н. э.), Платона (5—4 века до н. э.), Аристотеля (4 век до н. э.) и римских ученых — Цицерона (1 век н. э.), Ульпиана (2—3 века) и других. Однако наука М. и. в прямом смысле этого слова возникла в эпоху феодализма и получила свое развитие при капитализме.

  Образование феодальных государств, их раздробленность, постоянные междоусобные войны вызывали необходимость создания различных политических союзов и в то же время потребность в развитии международных отношений. Поскольку для эпохи феодализма характерно огромное количество войн, вопросы войны занимают значительное место в М и его науке. В 15 веке возник институт постоянных дипломатических представителей, в 16 веке в большинстве европейских государств имелись постоянные ведомства внешних сношений. В эту эпоху сложилось консульское право: консулы наделялись значительными полномочиями в области охраны прав граждан своей страны за границей, особенно в странах Востока ("режим капитуляций"). Большую роль в развитии средневекового М сыграли итальянские города-республики — Венеция, Флоренция, Пиза, Генуя и другие. Рост морской торговли, связанный с развитием в недрах феодального общества капиталистических отношений, способствовал широкому распространению международных морских соглашений; были проведены многочисленные кодификации обычаев морской торговли: Олеронские свитки, Консолато дель Маре и другие. В начале 17 века был выдвинут принцип свободы открытого моря (см. также Морское право). Развитые сношения с различными государствами имели Киевская Русь и Русское централизованное государство, где были выработаны нормы М, в некоторых отношениях опережавшие уровень тогдашнего европейского М Например, на Руси были известны принципы государственного правопреемства, освобождения пленных не только за выкуп, но и безвозмездно, демилитаризации отдельных областей (например, Восточной Карелии в 1323) и другие.

  Богословы и юристы средних веков сформулировали ряд важных начал М, прежде всего в области договорного права (принцип "пакта сунт серванда") и права войны (выкуп пленных, защита мирного населения). В процессе образования национальных и многонациональных государств и с укреплением верховной власти складывалось понятие суверенитета. К позднему феодализму в Западной Европе относится деятельность голландского юриста и дипломата Гуго Гроция (16—17 века) и его продолжателей, заложивших основы буржуазной науки М

  Хотя М эпохи феодализма имело ряд особенностей, отражавших классовую природу феодального общества, отдельные его институты и нормы сохранились и получили дальнейшее развитие в период капитализма.

  Возникновению новых принципов М содействовали буржуазной революции, особенно Великая французская революция. Суверенное равенство, независимость, территориальная неприкосновенность, невмешательство во внутренние дела других государств, соблюдение договоров — эти принципы были декларированы буржуазией, боровшейся против сил феодальной реакции, в качестве основных начал международного общения, получили закрепление в ряде международных актов и постепенно приобрели характер общепризнанных принципов и норм М В эпоху капитализма М обогатилось такими институтами и нормами, как признание и правопреемство государств, плебисцит и оптация гражданства, право убежища, запрет работорговли, "добрые услуги" и т. д. Серьезные изменения претерпело право войны: были провозглашены принципы допустимости только оборонительных и справедливых войн, войн в защиту нарушенных прав, гуманного обращения с ранеными и пленными, уважения прав мирного населения, введены запрет оружия, причиняющего излишние страдания, каперства и охрана прав нейтральных государств (см. Законы и обычаи войны, Контрибуция, Нейтралитет).

  Буржуазная наука М развивалась под большим влиянием Гуго Гроция, положившего начало двум направлениям в буржуазной доктрине: естественно-философскому, стремившемуся установить общие философские основы М (С. Пуфендорф, Х. Вольф, Э. Ваттель в и другие), и позитивному, исходившему из существующих обычаев и договорной практики государств (К. Бейнкерсхук, И. Мозер, Р. Зеч и другие). В 19 веке господствующим в науке М стало историко-позитивное направление, наиболее видными представителями которого были А. Хефтер, Г. Трипель, Ф. Лист (в Дж. Уэстлейк, Р. Филимор, Т. Холланд и Л. Оппенхейм (в Великобритании), Г. Бонфис и П. Фошиль (во Дж. Мур, У. Лоренс и Г. Уитон (в США). Значительный вклад в развитие науки М был внесен Россией. По инициативе России был выработан ряд международных актов в области законов и обычаев войны (Парижская декларация 1856, Женевская конвенция 1864, Петербургская декларация 1868, Гаагские конвенции 1899 и 1907 и другие). Теоретическую разработку проблем М вели известные русские ученые В. Ф. Малиновский, В. А. Незабитовский, Д. И. Каченовский, Л. А. Комаровский, Ф. Ф. Мартенс и другие.

  Характерная черта буржуазного права — формальное равенство всех перед законом — присуща и М эпохи капитализма. Признание прогрессивных принципов М носило часто исключительно декларативный характер: на деле они нарушались крупными государствами. В целом М эпохи капитализма служило средством защиты политических и экономических интересов буржуазии. Сфера его действия ограничивалась европейскими "цивилизованными" государствами и не распространялась на колониальные страны и народы. В буржуазном М не только сохранились, но и получили развитие такие реакционные нормы и институты М эпохи феодализма, как война, репрессалии, аннексия, контрибуции, вассалитет, режим капитуляций, протекторат, сферы влияния и т. д.

  В 18—19 веках в науке М довольно широкое распространение (особенно в получили нигилистические теории, отрицающие М Нередко эти теории служили оправданием милитаристским устремлениям буржуазии.

  В эпоху империализма буржуазия становится на путь отказа от провозглашенных ею ранее основных принципов М, попирая элементарные нормы международного общения. В буржуазной науке М получают весьма широкое развитие разнообразные теории и концепции, гл. назначение которых — оправдание и обоснование агрессивной политики империализма. Наряду с отрицанием суверенитета и невмешательства как коренных основ М и провозглашением космополитических идей "мирового государства" и "мирового правительства", в буржуазной науке возрождаются нигилистические воззрения на М, база которого якобы суживается, пропагандируются теории распада общего М на региональные системы, создания "междублокового права" и т. д.

  Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в развитии человечества, оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие международных отношений и положила начало формированию качественно нового современного М

  М, существовавшее к моменту образования Советского государства, представляло собой весьма сложный конгломерат принципов и норм, сложившихся в различных исторических условиях. Наряду с принципами и нормами, направленными на обеспечение мирных отношений между государствами, имелись принципы и нормы, отражавшие и закреплявшие систему национального угнетения, колониального господства империалистических государств.

  Внося на рассмотрение 2-го съезда Советов Декрет о мире, В. И. Ленин говорил: "Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать" (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 35, с. 20). Советское государство выступило против всего отжившего и реакционного в М, за развитие его демократических начал, за внедрение новых принципов и норм, направленных на обеспечение всеобщего мира, освобождение народов от национального и колониального угнетения и развитие между ними всестороннего сотрудничества на равноправных и добровольных основах. В. И. Ленин выдвинул принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Под воздействием Советского государства, и особенно после образования мировой социалистической системы, М претерпело коренные изменения. Многие действовавшие ранее реакционные институты и нормы утратили силу. В важнейших международных актах (например, в Уставе ООН) закреплены такие основополагающие принципы, как запрещение применения силы или угрозы силой в международных отношениях, самоопределение наций и народов, обязательность мирного разрешения споров и другие. Получили дальнейшее развитие демократические принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, равноправия и другие.

  Эти изменения дают основание говорить о создании нового, современного М, которое закрепляет основные политические и правовые условия мирного сосуществования и направлено на его обеспечение.

  Субъектами М — участниками международных правоотношений являются в первую очередь и главным образом государства. Новые государства становятся субъектами М независимо от какого-либо акта или волеизъявления других участников международного общения (см. Признание государства, Правопреемство). В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, и принятия в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, субъектами современного М следует считать не только государства, но и народы и нации, которые еще не реализовали своего права на самоопределение. Субъектами М признаются также международные организации, образование и деятельность которых не противоречит основным принципам М

  Современное М содержит общепризнанные принципы и нормы, то есть принципы и нормы, признанные всеми государствами и обязательные для всех государств. Отдельные нормы М обязательны только для некоторых государств и имеют локальное значение (например, нормы договоров, в которых участвует ограниченное число государств). Однако непременным условием правомерности и действительности таких локальных норм, а также договорных обязательств двух или более государств является их соответствие общепризнанным принципам и нормам М

  Как принципы, так и нормы М являются правилами поведения участников международного общения и в таком смысле имеют одинаковое значение. Вместе с тем между этими понятиями существуют и известные различия. Под общепризнанными принципами М следует понимать исходные общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, руководящие начала международной законности. Основные принципы М закреплены ныне в Уставе Организации Объединенных Наций, в разработке которого самое активное участие принимал СССР. Ведущими в современном М являются принципы ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны. Нормы М являются конкретными правилами поведения, развивающими и детализирующими принципы М Советский Союз и другие социалистические страны выступили инициаторами кодификации принципов М, закрепленных в Уставе ООН, и 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла в 1970 специальную Декларацию принципов М, где сформулированы нормы, вытекающие из ведущих принципов М

  Нормы М регулируют самые разнообразные отношения между государствами в политической, экономической, социальной, культурной и других областях. Сотрудничество между государствами охватывает все новые и новые области, которые ранее находились вне пределов международно-правового регулирования (например, вопросы поддержания мира и безопасности, развития науки, техники и образования, улучшения условий труда, борьбы с преступностью и т. д.); появляются совершенно новые области международного сотрудничества, которые также попадают в сферу правового регулирования (мирное использование энергии, охрана окружающей среды, деятельность государств в космосе, на дне морей и океанов и другие).

  Создание новых норм М, так же как отмена или изменение действующих, происходит на основе соглашения между государствами, которое может быть либо явно выраженным (международный договор), либо молчаливым (международный обычай). Соответственно в М принято различать конвенционные нормы и обычно-правовые нормы. Подавляющее большинство новых норм М создается ныне путем заключения специальных международных конвенций (см. Конвенции международные). Кодификация и прогрессивное развитие М рассматриваются Уставом ООН в качестве одной из важнейших задач сотрудничества между государствами, для выполнения которой создана Комиссия международного права ООН. Прогрессивное развитие и кодификация М неизменно осуществляются при активном участии Советского Союза и других социалистических стран.

  Важной особенностью современного М является ограничение принуждения в целях соблюдения его принципов и норм. Устав ООН окончательно ликвидировал так называемое право на самопомощь, понимаемое как право государства самостоятельно и бесконтрольно прибегать к любым принудительным мерам. Предусмотрев создание централизованного аппарата по применению принудительных мер, Устав ООН существенно ограничил право на "самооборону", поставив его осуществление под строгий международный контроль специального органа — Совета Безопасности ООН.

  Нарушение государствами своих обязательств влечет за собой применение различных санкций в порядке ответственности по М (см. Ответственность государства). В отдельных случаях к ответственности привлекаются физические лица. Так, в современном М признается принцип индивидуальной уголовной ответственности (наряду с ответственностью государства) за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества и человечности (см. Военные преступники).

  Современное М включает общепризнанные принципы и нормы, которые призваны регулировать отношения между всеми государствами, независимо от их социально-экономического строя. Однако отношение различных государств к этим принципам и нормам далеко не одинаково. Практика международных отношений свидетельствует, что капиталистические государства нередко нарушают элементарные начала международного общения, пытаются поставить нормы М на службу политике агрессии и экспансии.

  Образование мировой социалистической системы, положившее начало формированию нового типа международных отношений между государствами, связанными общностью социально-экономического строя, содействует утверждению демократических принципов М, оказывает постоянно растущее влияние на международное общение, на соотношение сил на международной арене.

  Лит.: Курс международного права, т.1—6, М., 1967—1973; Тункин Г. И., Теория международного права, М., 1970.

  Н. А. Ушаков, В. И. Менжинский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 19:36:13