Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Масштабность

Масштабность (далее М), масштабный строй, в архитектуре соотношение размеров, соизмеримость отдельных зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека. М не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придает ему характер, нужный для данного конкретного художественного образа. М в архитектуре - результат общего взаимодействия воспринимаемых зрителем мер, положенных в основу каждого элемента композиции. Например, зрительной мерой для стены дома могут служить кирпичи, квадры каменной кладки (составляющей массив стены или только облицовку), блоки, панели или размеры стены в целом, если она не расчленена. Большую роль в создании М играют пропорции тектонических элементов, работа которых понятна зрителю и которые дают особенно наглядное представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту балок или архивольтов арок по отношению к пролету и сочетая эти изменения с размерами и членениями др. элементов здания, архитектор получает различный художественный эффект. Масштабная характеристика архитектурного произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Например, здание, воспринимаемое как большое с отдаленной точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой действительные размеры сооружения. Масштабный строй архитектурного произведения в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение М - преимущественное средство придать произведению архитектуры большую значительность (например, "героическая" М древнегреческих храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная М амфитеатров, акведуков, базилик в Древнем Риме, гражданских сооружений русского ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их государств). Чрезмерное укрупнение М в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (например, культовые постройки в Др. Египте). Масштабный строй произведения архитектуры, отражая социально-исторические условия и мироощущение той или иной эпохи, общественное положение заказчика, является наряду с тектонически осмысленными формами одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве, делая его понятным и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих обществ, формаций и иных культур.

  Лит.: Буров А. К., Об архитектуре, М, 1960; Кириллова Л. И., М в архитектуре, М, 1961; Всеобщая история архитектуры, т. 2, М, 1973, с. 251-260; Nobbs . E., Design. A treatise on the discovery of form, L. - . ., 1937; Licklider ., Architectural scale, L., 1965.

  В. Ф. Маркузон.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 17:30:39