Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Массовое общество

"Массовое общество" (далее М) (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. В области социально-экономической "М" связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и "массовой культуры".

  Истоки теорий "М" - в консервативно-аристократической критике буржуазно-демократических преобразований в Европе и Америке в 18-19 веках. Э. Берк (Великобритания), Ж. де Местр, Л. Г. А. Бональд ( выступили против разрушения средневековых общественных групп и корпораций, что, по их мнению, превращает общество в массу изолированных индивидов. Ясно сознавая неизбежность "нового порядка", А. Токвиль ( использовал идею "М" для характеристики развивающегося буржуазного общества с точки зрения соотношения в нем свободы и равенства. Токвиль показал, что централизация и бюрократизация, осуществляемые во имя равенства в борьбе с феодальной аристократией, приводят к установлению контроля буржуазного государства над всеми сферами обществ, жизни и удушению свободы. С конца 19 века идеи "М" получают развитие в элитарной критике так называемого "омассовления", "деспотизма масс" (Ф. Ницше, О. Шпенглер ( Х. Ортега-и-Гасет (Испания), Н. А. Бердяев).

  Возникновение фашизма в Европе в 20-30-х годах 20 века обусловило резкое изменение содержания теорий "М": аристократическая защита ценностей элиты от "сверхдемократии" сменяется защитой буржуазно-демократических прав от неограниченного господства "властвующей элиты" (К. Манхейм, Э. Ледерер, Х. Арендт - В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социально-экономические причины и классовую сущность фашизма, игнорируется противоположность между фашистской диктатурой и социализмом, критика фашизма тесно переплетается с антикоммунизмом.

  После 2-й мировой войны 1939-45 критика авторитарных тенденций государственно-монополистического капитализма с позиций буржуазного и мелкобуржуазного либерализма и романтизма становится основным направлением в концепциях "М". Р. Миллс, Э. Фромм, Д. Рисмен (США) подвергают критике различные стороны буржуазного общества: экономическое, политическое и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных автономных ассоциаций и организаций, конформизм "массового" человека, распространение стандартизированной культуры. Эта социальная критика нередко превращается в обвинительный акт против современного государственно-монополистического капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает существование социальных сил, способных разрушить зловещий мир "М".

  Против этих концепций выступили многие буржуазные социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский - США), подчеркивая их односторонность, абстрактность и показывая, что критики "М" недооценивают значение как первичных групп и организаций, промежуточных между индивидом и государством, так и ценностных ориентаций индивидов, через призму которых преломляется восприятие средств массовой коммуникации. Параллельно с этой критикой в современной буржуазной социологии были предприняты попытки "позитивной трактовки" "М" (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шилс - США). Испытав большое влияние со стороны доктрин "народного капитализма", "государства всеобщего благоденствия" и особенно теории "единого среднего класса", данный вариант теории "М" разрывает с интеллектуальной традицией, в русле которой выросли критические концепции"М". Анализируя материальные основы "М", его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и массового потребления происходит процесс становления экономической, социальной и политической однородности, стирание классовых различий. Таким образом, в этой концепции социальный критицизм сменяется прямой апологетикой буржуазного общества.

  Марксистский анализ теорий "М", раскрывая их теоретическую несостоятельность, лежащие в их основе идеологические иллюзии и фикции, в то же время отмечает постановку в них ряда важных проблем (о судьбах социальной свободы, личности и культуры в современном буржуазном мире, значении средств массовой коммуникации, роли "первичных" и "промежуточных" групп и др.) и критику буржуазной цивилизации.

  Лит.: Миллс ., Властвующая элита, перевод с английского, М., 1959; Стрельцов Н. Н., Теоретические истоки и эволюция концепций "массового общества", "Вопросы философии", 1970, № 12; Ашин Г. К., Доктрина "массового общества", М., 1971; Kornhauser ., The politics of mass society, 4 ed., . ., 1965; Mass society in crisis, ed. by . Rosenberg (a. o.), 2 ed., . ., 1966.

  Н. Н. Стрельцов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 17:57:30