| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Маршрутизация перевозок |  | Маршрутизация перевозок (далее М), система организации отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной или нескольких  станций назначением в пункты выгрузки (станция, пристань, порт), расположенные в одном районе. Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на  дорогах. Маршруты подразделяются на: отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту); ступенчатые — из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков; формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки. По дальности следования отправительские и ступенчатые маршруты подразделяются на: местные (внутридорожные) — при следовании в пределах одной  дороги, и сетевые — при следовании в пределах двух и более  дорог. Маршруты, обеспеченные постоянно закрепленным составом вагонов для обращения между определенными пунктами отправления и назначения, называются кольцевыми. 
 На  дорогах России М стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный   руда, зерно, почти не маршрутизировались.
 
 С первых лет Советской власти вопросам М уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки — неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на  дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.
 
 М — одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счет уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие  станций; рационального использования технических средств  дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.
 
 Опыт М, осуществляемый в СССР, используется в других социалистических странах.
 
 Лит.: Осипов В. Т., М и повышение ее эффективности, 2 изд., М., 1967.
 
 М. К. Скумбин.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:12:43 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |