Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Марсель Габриель Оноре

Марсель (далее М) (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, — 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Родился в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса. В 1929 под влиянием Ф. Мориака принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию "неосократизмом", или "христианским сократизмом". Автор драм, большого числа работ по вопросам философии, театра, музыки и литературной критики. Член Академии моральных и политических наук (1952).

  Порывая с традицией католической схоластики, представленной томизмом, М. считает невозможным какое-либо рациональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, существование отдельного человека. В основном сочинении "Быть и иметь" (1935) М. проводит резкое различие между миром "объективности" (разобщенным физическим миром) и миром "существования", где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. В связи с этим действительность предстает у М. расщепленной на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологическом плане М. противопоставляет "проблеме" — абстрактному рациональному познанию — "таинство" — интуитивное, эмоционально-этическое постижение. В основе большинства драм М. лежат религиозно-моральные конфликты ("Расколотый мир", 1933; "Жажда", 1938; "Эмиссар", 1945; "Рим больше не в Риме", 1951, и другие). Для социальных взглядов М. характерна романтическая идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как "разбитого мира", превращающего человека в вещь, а также отвержение каких-либо социально-политических действий масс. В целом философия М. отражает кризис буржуазного сознания и культуры.

  Соч.: Journal métaphysique, ., 1927; Etre et avoir, ., 1935; Homo viator, ., (1944); Le mystere de l`Etre, v. 1—2, ., 1951; Les hommes centre l`Humain, ., 1951; Rome n`est plus dans Rome, ., 1951; L`Homme problématique, ., (1955); ésence et immortalité, ., 1959; L`heure théâtrale, ., 1959; Essai de philosophie concrete, ., 1967.

  Лит.: Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христианская мораль, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Existentialisme chrétien: G. Marcel, ., 1947; Chenu J., Le théâtre de G. Marcel et sa signification métaphysique, ., 1948; Troisfontaines R., De l`existence a l`etre, v. 1—2, Namur, (1953); Sottiaux Е., G. Marcel, philosophe et dramaturge, Louvain, 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Marcel, . ., 1962; Widmer Ch., G. Marcel et le théisme existentielle, ., 1971.

  Т. А.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 17:15:22