Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Манн Генрих

Манн (далее М) (Mann) Генрих (27.3.1871, Любек, — 12. 3. 1950, Санта-Моника, немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Ма. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933—40 в эмиграции во С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе "Земля обетованная" (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии "Богини" (1903). В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман "Учитель Гнус" (1905) — обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодежи и весь правопорядок вильгельмовской Роман "Маленький город" (1909) в духе веселой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развертывается публицистическая и литературно-критическая деятельность М. (статьи "Дух и действие", "Вольтер и Гете", обе — 1910; памфлет "Рейхстаг", 1911; очерк "Золя", 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914—18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений — роман "Верноподданный" (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в 1918). В нем дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. "Верноподданным" открывается трилогия "Империя", продолженная в романах "Бедные" (1917) и "Голова" (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают "Верноподданному", однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 — начала 30-х годов.  Разочарование М. в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознает историческую роль пролетариата (статья "Путь германских рабочих"); против гитлеризма направлены сборники статей М. "Ненависть" (1933), "Настанет день" (1936), "Мужество" (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе — "Юность Генриха " (1935) и "Зрелость Генриха " (1938) — вершина позднего художественного творчества М. Исторический фон дилогии — французское Возрождение; герой Генрих , "гуманист на коне, с мечом в руке", раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы "Лидице" (1943), "Дыхание" (1949),"Прием в свете" (опубликован 1956), "Печальная история Фридриха Великого" (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958—1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложненностью литературной манеры. Итог публицистики М. — книга "Обзор века" (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).

  Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—4, 6, 7, 10—12, 14—15, . — Weimar, 1965—72; Empfang bei der Welt, В. — Weimar, 1967; Der Atem, В. — Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., . — Weimar, 1971; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—9, М., 1909—12; Сочинения (Вступительная статья И. Миримского), т. 1—8, М., 1957—58.

  Лит.: Фриче В., Сатира на германский милитаризм, в книге: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих М, в его книге: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; Н. Н., Генрих М. Очерк творческого пути, М., 1964; Знаменская Г., Генрих М, М., 1971; Pieck ., Ein unermüdlicher ämpfer für den Fortschritt, "Neues Deutschland", ., 1950, 15 März, № 63; Abusch A., Über Heinrich Mann, в его книге: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, . — Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871—1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, . — Weimar, 1971; Herden ., Geistund Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse, В. Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann — Bibliographie. Werke, . — Weimar, 1967.

  Н. Н.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:49:16