Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Богомильство

Богомильство (далее Б) еретическое движение на Балканах. Возникло в начале 10 в., по-видимому, на территории Македонии под влиянием павликианства (см. Павликиане). Названо, по мнению большинства историков, по имени попа Богомила — предполагаемого основателя Б Социальная программа Б: осуждение богатства, отрицание феодальной эксплуатации и государственной власти. Б отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами). Б не признавало Ветхий завет, поклонение кресту, святым, мощам. В основе религиозно-философского учения Б лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный мир и душу человека — проявлением доброго начала. В богомильских общинах различались "совершенные", которые вели аскетический образ жизни, отрицали брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины "дедцы" — епископы. Упрочившись в Болгарии в 10 в., Б распространяется в 11—12 вв. в Византии, в 12—13 вв. в Сербии и Боснии (в Боснии оно стало господствующей формой идеологии, превратившись в своеобразную церковь). Под влиянием Б создались западноевропейские ереси (патарены, катары, альбигойцы). Церковь и феодальное государство боролись против Б Известна обширная литература, критикующая Б (пресвитера Козьмы, Евфимия Зигавена). Византийский император Алексей Комнин насильственно обращал богомилов в "правую веру", их вождя Василия сжег на костре. Его политику продолжал Мануил , в Сербии — Стефан Неманя, в Болгарии — Борил (осуждение Б последовательно проведено в Синодике Борила 1211). В период зависимости Болгарии от Византии (11—12 вв.) богомилы участвовали в восстаниях болгарского народа против византийского ига (1040, 1072), поддерживали борьбу болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197—1207). Постепенно социальные тенденции в Б ослабевали, и к 14 в. оно превратилось в религиозную секту, распространенную главным образом среди духовенства и городского населения. Богомилы сохранялись до 17 в. Уцелела обширная апокрифическая литература, созданная богомилами.

  Лит.: Ангелов Д., Богомилството в България, 2 изд., С., 1961; Obolensky D., The Bogomils. A study in Balkan neomanichaeism, Camb., 1948; Примов Б, Богомилският дуализъм, произход, същност и общественно-политическо значение, "Известия на Института за история", 1960, №8; Ангелов Д., Примов Б, Батаклиев Г., Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори, С., 1967; Šidak J., О nekim posljednjim prilozima В. Primova Problemu Bogumilstva, "Slovo", 1964, № 14.

  С. А. Никитин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:59:07