|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мальтийский механизм | Мальтийский механизм (далее М), мальтийский крест, устройство для преобразования непрерывного вращения в прерывистое. М - одна из составных частей механических систем станков-автоматов, кинопроекционных аппаратов и установок, в которых необходимы периодические остановки в движении, например для выполнения определенной технологической операции, выдержки кадра и т. п. Применяются М с внешним и внутренним зацеплением. В М с внешним зацеплением (рис. 1) при вращении ведущего звена (кривошипа) 1 его палец 2 в точке A входит в прорезь 3 ведомого звена (креста) 4 и, скользя в ней, поворачивает крест. В точке палец выходит из прорези. Крест останавливается и остается неподвижным, пока палец кривошипа, продолжая свое движение, не переместится снова в точку A, где войдет в следующую прорезь креста, и т. д. Для фиксации креста, то есть предотвращения самопроизвольного поворота креста во время остановки, кривошип снабжен запирающим цилиндрическим выступом 5 с выемкой, а крест очерчен дугами окружностей (это придает ему сходство с мальтийским крестом - эмблемой Мальтийского ордена, откуда и произошло название механизма). Поворот креста возможен только тогда, когда его луч совмещен с выемкой выступа. Обычно кресты изготовляют с числом прорезей z от 3 до 12. За один оборот кривошипа происходит поворот креста на 1/z часть оборота. При вращении кривошипа с постоянной угловой скоростью отношение времени движения креста к времени его остановки равно отношению длин дуг ÈАСВ к ÈAC` или (z - 2)/(z + 2). Для увеличения продолжительности остановок кривошипу сообщают переменную скорость вращения: большую во время поворота креста и малую вплоть до остановки креста. Если же требуется сократить время остановок, кривошип снабжают несколькими пальцами. М с внутренним зацеплением (рис. 2) отличаются плавностью поворота креста и имеют небольшие габариты.
В узлах металлообрабатывающих станков находят применение пространств. М, предназначенные для передачи вращения на вал, скрещивающийся с ведущим валом обычно под углом 90°.
Лит.: Артоболевский И. И., Механизмы в современной технике, т. 1, М., 1970; Машиностроение. Энциклопедический справочник, т. 9, М., 1949, с. 95-98.
И. Г. Герцкис.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.12.2024 20:23:02
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|