Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Малер Густав

Малер (далее М) (Mahler) Густав (7.7.1860, Чехия, — 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижер. Детство провел в Йиглаве, в 1875—78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижером в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885—86 в Немецком театре в Праге, в 1886—88 в Лейпциге, в 1888—91 директор и дирижер Королевской оперы в Будапеште, в 1891—97 первый дирижер Гамбургской оперы. В 1897—1907 директор, дирижер и режиссер Венской придворной оперы, которая под его руководством достигла расцвета. Деятельность М.-дирижера составила эпоху в истории музыкального театра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Л. Бетховена ("Фиделио"), первым поставил в Вене оперы П. И. Чайковского, Б. Сметаны. Выступал как симфонический дирижер, гастролировал в Голландии, России (1897, 1902, 1907).

  В 1907 под давлением аристократической оппозиции ушел из театра: жил в Америке, возвращаясь в Вену только летом. В 1908—1909 дирижер "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, в 1909—11 руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. М. — выдающийся симфонист, автор ряда монументальных произведений. В них отчетливо выступает стремление М. создать "симфоническую концепцию", выражающую философские вопросы. Однако для творчества М. характерно противоречие между программными замыслами, несущими во многом печать его идеалистических воззрений, и их музыкальным воплощением. Гуманистическая направленность, стремление к широким идейным обобщениям сочетаются в произведениях М. с опорой на жанры народной и бытовой музыки (песня, лендлер, марш). В ранние симфонии (1888, 1894, 1896, 1901), тематически связанные с его вокальными циклами "Песни странствующего подмастерья" (1884) и "Волшебный рог мальчика" (1895), введен (кроме 1-й) человеческий голос (во 2-й и 3-й — хор). Симфонии среднего периода (5—7-я) чисто инструментальные, интонационно связаны с песнями на слова Ф. Рюккерта ("Песни об умерших детях", 1904, и др.). В этих симфониях М. пытался выразить героическое мироощущение, отсюда — возрастание драматической экспрессии (особенно в 6-й "Трагической симфонии", 1904). В 8-й симфонии (1906) композитор вновь обратился к философско-этической проблематике и к использованию поэтических текстов (из католического гимна "Veni creator spiritus" и 2-й части "Фауста" Гете). М. прибегнул в ней к грандиозному исполнительскому аппарату ("симфония тысячи участников" — солисты, 3 хора, большой оркестр). В сочинениях позднего периода (симфония-кантата "Песня о земле" на тексты китайских поэтов — 1908, 9-я симфония — 1909, незаконченная 10-я) М. приходит к кризису оптимистического мироощущения. В позднем творчестве М. зародились многие особенности музыкального языка (линеарная полифония, расширение границ тональности, тенденция к камерной трактовке оркестра), воспринятые в дальнейшем композиторами разных направлений. М. оказал заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и другие). Вместе с тем некоторые стороны музыкального языка М. подготовили стилистический перелом, осуществленный композиторами экспрессионистской школы (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн).

  Лит.: Соллертинский И. И., Г. М, Л., 1932; Густав М. Письма. Воспоминания, (перевод с немецкого), 2 изд., М., 1968; Bekker ., G. Mahlers Sinfonien, ., 1921; Adorno . ., G. Mahler, (./M. , 1960; Blaukopf К., G. Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft, . — Münch. — Z., 1969.

  И. А. Барсова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 07:01:34