Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Макетная киносъемка

Макетная киносъемка (далее М), киносъемка с использованием уменьшенных в определенном масштабе макетов и моделей различных объектов, сооружений, машин и т. д. Различают 2 основных вида М: киносъемка одних макетов и комбинированная киносъемка с так называемой домакеткой, когда в одном кадре макет перспективно совмещается с объектами, имеющими натуральные размеры. Киносъемка одних макетов применяется, когда съемка подлинных или декоративных объектов в натуральную величину практически неосуществима или требует слишком больших затрат. Посредством М изображают панорамы городов, военные сражения, извержение вулкана и т. д. Чтобы сделать незаметной при просмотре на киноэкране разницу скорости действий, протекающих в подлинных объектах и в макетах, применяют ускоренную киносъемку с тем большей частотой смены кадров (60—90 и более кадров в 1 сек), чем крупнее план изображения и меньше масштаб макета. Точность воспроизведения объекта в макете должна быть высокой, так как изображения макетов увеличиваются при проекции на киноэкран в несколько сот раз. Поэтому М ведется преимущественно в самых общих и дальних планах изображения с добавлением на первом плане декоративных фрагментов в натуральную величину.

  Комбинированные киносъемки с домакеткой применяют главным образом для изображения тех частей особо крупных и дорогих декораций, на фоне которых не происходит игрового действия. Посредством домакетки часто изображают видные на заднем плане или сбоку монумент, объекты и те верхние части сложных интерьерных декораций (лепные потолки, купола), которые надо показать в разных ракурсах. В таких случаях не только уменьшаются затраты на декорации, но и появляется возможность создания изобразительных эффектов, невозможных при сооружении декораций в масштабе 1: 1 (рис.). Киносъемки с домакеткой части кадра применяются также как метод переоформления (изменения внешнего вида) подлинного объекта. Для этого реальный пейзаж совмещается в кадре с макетными достройками, изображающими, например, "замок на вершине холма" или "сказочный город" на берегу реальной реки.

  Лит.: Птушко А. Л., Ренков Н. С., Комбинированные и трюковые киносъемки, М., 1948; Толмачев В. Б., Полянский К. Н., Проектирование и постройка кинодекораций, М., 1956: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съемок, 2 изд., М., 1961.

  В. Б. Толмачев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 03:45:39