Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Майя (санскр. - иллюзия)

Майя (далее М) (санскр. — видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магическую способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологического представления развились три концепции М (санскр. - иллюзия), отразившие три стороны ее исходного значения. Во-первых, "энергетическая" концепция: М (санскр. - иллюзия) как божественная творческая сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом ("шакти"), служащая необходимым дополнением образа любого божества — способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, "материальная" концепция: М (санскр. - иллюзия) представляется "тканью" любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и таким образом приравнивается к понятию "сотворенная вселенная", противополагаясь несотворенному духовному началу. В-третьих, "психологическая" концепция: М (санскр. - иллюзия) выступает синонимом игры психических сил ("хрида", или "лила"), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действительный смысл обыденного существования.

  В философском толковании адвайта-веданты (учение "майя-вада") М (санскр. - иллюзия) предстает как способность, промежуточная между абсолютной реальностью (брахманом) и абсолютной нереальностью ("круглый квадрат"). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абсолютной реальности и М (санскр. - иллюзия) как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре создать законченную систему метафизики, в которой онтологические, гносеологические и психологические антиномии и парадоксы решаются за счет введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М (санскр. - иллюзия)

  В отдельных религиозных культах (прежде всего в шиваизме) М (санскр. - иллюзия) выступает в антропоморфном виде — как супруга Шивы.

  Лит.: Shastrî . D., The doctrine of Mâyâ in Vedanta. L., 1911; Deutsch E., Advaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti ., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.

  А. М (санскр. - иллюзия) Пятигорский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 15:11:02