Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Майя (индейский народ в Мексике)

Майя (далее М), индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М (индейский народ в Мексике) относится к семье языков майя-киче. Часть М (индейский народ в Мексике) знает испанский язык. По религии М (индейский народ в Мексике) формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохристианских верований. Основное занятие современных М (индейский народ в Мексике) — земледелие.

  М (индейский народ в Мексике) — создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М (индейский народ в Мексике) тесно связано с ольмекской культурой в Мексике. Древние М (индейский народ в Мексике) занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили индюков и собак, мясо которых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В 1-м тысячелетии н. э. у М (индейский народ в Мексике) появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. В 9 веке большинство городов М (индейский народ в Мексике) погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых тольтеками индейских племен. В 10 веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе М (индейский народ в Мексике) составляли военная знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М (индейский народ в Мексике) сохранялись пережитки родовых отношений, было развито рабство. Жители составлявших территорию общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесленное производство. Существовала многочисленная прослойка купцов. М (индейский народ в Мексике) создали свою иероглифическую письменность (см. М письмо). Они обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь, с помощью которого они определяли сроки сельскохозяйственных работ). В религии М (индейский народ в Мексике) особенно почитали божества дождя и ветра.

  Из-за героического сопротивления М (индейский народ в Мексике) начавшееся в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М (индейский народ в Мексике) неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие выступления в 1847—54 и в 1904).

  Древние сооружения М (индейский народ в Мексике), помещенные на стилобатах, — четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находятся небольшие храмы (например, "Храм Солнца" в Паленке, 2-я половина 7 века), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), которые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первоначальный материал — дерево, затем — известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма схематичными до 4 века, более естественными в 7 — начале 8 веков), получила особенное развитие во 2-й половине 8—9 веков, когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в которых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М (индейский народ в Мексике) представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я половина 8 века) и изображениями на сосудах (мифологическая или историческая тематика). Известны рисунки в иероглифических рукописях М (индейский народ в Мексике) (среди них своим художественным уровнем выделяются рисунки в "Дрезденской рукописи"). В майя-тольтекский период на полуострове Юкатан крупными архитектурно-художественными центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Мпан.

  Лит.: Ланда Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., перевод со староиспанского, М (индейский народ в Мексике) — Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М (индейский народ в Мексике), 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М (индейский народ в Мексике) — Л., 1963; Галленкамп Ч., М, перевод с английского, М (индейский народ в Мексике), 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М (индейский народ в Мексике), 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М (индейский народ в Мексике) — Л., 1968; его же. Культура древних майя, Л., 1971 (библиография); Morley . G., The ancient Maya, 3 ed., Stanford, (1956); Сое M. D., The Maya, . . — Wash., (1966): Kidder A., Samayoa Chinchilla ., The art of the ancient Maya, . ., 1959; Martinez Paredez D., Un continenté у una cultura. Мéх., 1960; Wadepuhl ., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, (1964).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 08:14:06