Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Майолика

Майолика (далее М) (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики), 1) в узком смысле — итальянские керамические изделия 15 — 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесенным сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле М — изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие М получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. М производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, В Древней Руси М была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной М на рубеже 19 — 20 веков работали М А. Врубель, В. М Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах — советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике М также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 21:12:42