Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мазаччо

Мазаччо (далее М) (Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, - осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи кватроченто, М в своем творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал (с 1424) с Мазолино да Паникале; четкое разделение произведений Мазолино и М составляет одну из запутаннейших задач современного искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ М ("Мадонна со святой Анной", совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция; полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части - в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 М исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М, - "Изгнание из рая", "Чудо со статиром", "Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью", "Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню"); помещая персонажи в пространственно развернутую среду, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, М вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Во фреске "Троица" (около 1426-27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М, очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создает центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужественное искусство М оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

 

  Лит.: Романов Н. И., М, "Ученые записки МГУ", в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М, 1947; MesniI J., Masaccio et les débuts de la Renaissance, Haye, 1927; Parronchi A., Masaccio, Firenze, 1966; Berti L., Masaccio, L. - Phil., 1967.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:59:09