| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Мажино линия |  | "Мажино линия" (далее М) система французских укреплений на границе с  от Бельфора до Лонгюйона протяженностью около 380 км. Построена по предложению военного министра А. Мажино (A. Maginot) в 1929—34, совершенствовалась до 1940. Предназначалась для защиты Северо-Восточной  от германского вторжения. Включала 3 укрепленных района (Мецкий, Лаутерский, Бельфорский), Рейнский укрепленный фронт, Саарский участок заграждений и состояла из полосы обеспечения (глубина 4—14 км) и главной полосы (глубина 6—8 км). На "М" было построено около 5600 долговременных огневых сооружений (ДОС), в том числе артиллерийских 520, пулеметных 3200 и других 1800. ДОС объединялись в опорные пункты, а последние — в узлы сопротивления и ансамбли. В глубине обороны располагались модернизированные крепости — Бельфор, Эпиналь, Туль, Верден. Опорные пункты и узлы сопротивления прикрывались противотанковыми и противопехотными заграждениями. В 1936—40 для продолжения "М" до Северного моря строилась "линия Даладье" протяженностью 620 км, включавшая 3 укрепленных участка (Монмеди, Мобеж, Шельда) и 2 участка заграждений (Фландрский и Арденны), но закончена не была. На "М" находился гарнизон крепостных войск (около 200 тысяч человек), усиленный с началом 2-й мировой войны 1939—45 и преобразованный в группу армий. В 1940 немецко-фашистские войска вышли в тыл "М" через Арденнские горы и после капитуляции  принудили гарнизон "М" к сдаче. После войны большинство уцелевших и восстановленных сооружений было передано под склады военного имущества и используется в хозяйственных целях. 
 Лит.: Яковлев В. В., Современная военно-инженерная подготовка восточной границы  Линия Мажино, М., 1938; Карбышев Д. М., Мажино и позиция Зигфрида, в его книге: Избранные научные труды, М., 1962.
 
 Г. Ф. Самойлович.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:32:30 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |