Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лу Синь

Лу Синь (далее Л) (настоящее имя - Чжоу Шужэнь) (25.9.1881, Шаосин, - 19.10.1936, Шанхай), китайский писатель, публицист и литературовед. Родоначальник современной китайской литературы. В 1930-36 возглавлял Лигу левых писателей Китая. Родился в семье обедневшего помещика. В 1902 окончил Нанкинское горно- училище и был направлен для продолжения образования в Японию, где примкнул к просветительскому движению китайских студентов, выступал как переводчик и публицист. В статье "О силе сатанинской поэзии" (1907) проявились его симпатии к романтизму, заметные и в дальнейшем. Почти одновременно возник интерес Лу С. к реализму. В Японии и на родине Лу С. участвовал в подготовке Синьхайской революции (1911-13). В 1913 он создал первый рассказ "Былое". В 1918 Лу С. опубликовал первое произведение новокитайской литературы - рассказ "Дневник сумасшедшего", своеобразный вариант "Записок сумасшедшего" Н. В. Гоголя. Позже опубликовал сборники "Клич" (1923), "Блуждания" (1926), в который вошла повесть "Подлинная история А-Кью". Ее герой, деревенский поденщик, подвергается издевательствам со стороны односельчан и в конце концов погибает на плахе по необоснованному обвинению в грабеже. В этой повести и некоторых рассказах отразилось не апологетическое, а критическое отношение автора к народу, роднящее его с русскими революционными демократами, А. П. Чеховым и М. Горьким. Многие рассказы Лу С. посвящены интеллигенции. Здесь и смельчаки, способные пойти на смерть ради своего народа (Ся Юй из рассказа "Снадобье"), и просто умные люди, понимающие величие простого человека ("Маленькое происшествие"), и симпатичные, но жалкие старые книжники ("Кун И-цзи", "Блеск"), и приспособленцы вроде Фан Сюань-чо из "Праздника лета".

  Большое место в творчестве Лу С. занимают стихотворения в прозе, объединенные в сборнике "Дикие травы" (1927), в которых нередко звучат пессимистические ноты. И все же вера в жизнь у Лу С. в конечном итоге оказывается сильнее тоски. Некоторые стихи написаны сатирическими красками, иногда близки к пародии ("Моя потерянная любовь").

  Сатирико-героические сказки Лу С. составили сборник "Старые легенды по-новому" (1936), основное содержание которого - критика уродливых сторон действительности. Например, в "Покорении стихии" писатель переработал китайский миф о потопе, высмеяв интеллигентов, которые дрожат за свое благополучие и не думают о народе. Мифический герой Юй, по преданию спасший Китай от потопа, становится у Лу С. олицетворением труда, демократии, равенства.

  В своих публицистических статьях Лу С. откликался на самые злободневные события внутренней и международной жизни: сборники "Горячий ветер" (1925), "Под роскошным балдахином" (1926), "Инакомыслящий" (1932), "Книга о лжесвободе" (1933), "О погоде болтать разрешается" (1934), "В узорчатой кайме" (1936) и другие. Лу С. много сделал для пропаганды марксистской эстетики, для популяризации прогрессивной мировой и особенно русской и советской литературы в Китае, переводил сочинения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, М. Горького, А. А. Фадеева и других. "... Наши непрерывные связи с Советским Союзом, - писал он, - положили начало широким литературным связям Китая со всем миром" ("Приветствую литературные связи Китая и России", 1932, см. Собрание сочинений, том 2, М., 1955, с. 102). В статье "Революционная пролетарская литература в Китае и кровь ее авангарда" (1931) он защищает прогрессивных китайских писателей, борется с феодально-буржуазной культурой и лжереволюционными литераторами. Его "Краткая история китайской повествовательной прозы" (1923) - первый обобщающий труд о наиболее демократическом роде национальной литературы.

  Труды Лу С. переведены на многие языки мира. На русском языке выпущено 4-томное собрание его сочинений (1954-56) и более ста отдельных изданий его произведений.

  Соч.: Лу Сюнь цюаньцзи, т. 1-10, Пекин, 1957-58; Лу Сюнь ивэнь цзи, т. 1-10, Пекин, 1958; в русском переводе - Повести и рассказы, М., 1971.

  Лит.: Сорокин В. Ф., Формирование мировоззрения Лу Синя, М., 1958; Позднеева Л., Л. Жизнь и творчество, М., 1959; Петров В., Л, М., 1960; Семанов В. И., Ли его предшественники, М., 1967; Huang Sung-kang, ün and the new culture movement of modern China, Amst.,1957.

  В. И. Семанов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 10:51:10