|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Коэффициент интеллектуальности | Коэффициент интеллектуальности (далее К) (англ. Intellectual quotent, сокращенно IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестовых методик (см. Тест).
Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903). Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень (норма) достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введен австрийским психологом В. Штерном в 1911. С помощью показателя К (IQ) в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.
Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание целостной фигуры по данным ее частям. Требуется решить — с ограничением времени — простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определенной, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. При оценке учитывается возраст испытуемого.
По мнению большинства психологов, IQ оценивает главным образом наличный уровень знаний.
Лит.: Гуревич К. М., Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы, М., 1970; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Аизенк Г., Проверьте свои способности, пер. с англ., М., 1972; Wechsler D., Die Messung der Intelligenz Erwachsener, Bern, 1955.
Н. Г. Алексеев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:57:52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|