Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Костюм

Костюм (далее К) (франц. costume, от итал. costume, буквально — обычай), в театре один из важных компонентов оформления спектакля — одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, которые используются актером для характеристики сценического образа, создаваемого им на основе общего режиссерского замысла; необходимое дополнение к костюму — грим и прическа. К — самостоятельная область творчества театрального художника, воплощающего в нем мир образов — остросоциальных, сатирических, гротесковых, трагических, сказочных и др.

  К существовал уже в древних играх и обрядах, античном и средневековом театре, классическом театре Востока. В ранних видах театра и в последующее время К, как правило, либо носил условный характер, либо повторял современную одежду соответствующего времени. Мольер при постановке своих пьес использовал современные К людей различных сословий. К исторической точности К стремился Вольтер, которого поддерживала актриса Клерон.

  К для Ф. Ж. Тальма выполнялись по эскизам художника Ж. Л. Давида. Значительное влияние на развитие К оказала во 2-й половине 19 в. деятельность немецкого Мейнингенского театра. Огромная заслуга в деле создания К, точно соответствующего эпохе и среде, изображенным в пьесе, характеру сценического героя, принадлежит Московскому Художественному театру.

  К театрально-декорационному искусству, в том числе к К, обращались крупнейшие русские художники В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К А. Коровин, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, И. Л. Билибин, Б. М. Кустодиев. Среди выдающихся мастеров К в советском театре — Н. П. Акимов, П. В. Вильямс, С. Б. Вирсаладзе, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, Е. Е. Лансере, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др. Крупнейшие современные мастера К за рубежом — К Берар, Л. Гишиа, Ж. Вакевич ( М. Харрис, С. Дивайн, Э. Монтгомери (Великобритания) и др.

  В традиционном классическом театре Востока (Китай, Индия, Япония и др. страны) с его особыми приемами художественной выразительности каждый К имеет символическую основу.

  В кино при создании К требуется большая точность передачи мелких деталей, подчеркиваемых крупным планом, учитываются фактура материала, свойства кинопленки (светочувствительность, разрешающая способность, цветопередача) и др. В числе художников советского кино В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, Н. Г. Суворов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 13:10:20