Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Блок Александр Александрович

Блок (далее Б) Александр Александрович (16(28).11.1880, Петербург, — 7.8.1921, Петроград), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Б. прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. дочери Д. И. К тому же времени относится знакомство Б. с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься — с 1903. В 1904 опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной Даме", где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева. С 1903 в отвлеченную романтическую поэзию Б. вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел "Распутья", 1902—04). Революция 1905—07 открыла поэту, по его словам, "лицо проснувшейся жизни". Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Б. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл "На поле Куликовом", 1908, разделы цикла "Вольные мысли", 1907, "Ямбы", 1907—1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма "Возмездие" (1910—21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Б. ненависть к миру "сытых", к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел "Город", 1904—08, "Страшный мир", 1909—16). Любовная лирика Б. романтична, она несет в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла "Снежная Маска", 1907, "Фаина", 1907—08, "Возмездие", 1908—13, "Кармен", 1914). Зрелая поэзия Б. освобождается от отвлеченных мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания ("Итальянские стихи", 1909, поэма "Соловьиный Сад", 1915, и др.). Многие идеи поэзии Б. развиты в его драматургии: пьесы "Незнакомка" "Балаганчик", "Король на площади" (все в 1906), "Песня Судьбы"(1907—08), "Роза и Крест" (1912—13). Поэтическая слава Б. упрочилась после выхода сборников "Нечаянная Радость" (1906), "Снежная Маска" (1907), "Земля в снегу" (1908), "Лирические драмы" (1908), "Ночные Часы" (1911) и собрание стихотворений (издательство "Мусагет", т. 1—3, 1911—12).

  С начала 1900-х гг. Б. выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Б. остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства ("Краски и слова", 1906, "Безвременье", 1906, "О лирике", 1907, "О театре", "Письма о поэзии", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура", 1908, "Молнии искусства", 1909, "О современном состоянии русского символизма", 1910, "Судьба Аполлона Григорьева", 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).

  Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Б. был одним из редакторов стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров; из этого труда родилась его книга "Последние дни императорской власти" (1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Б. подъем творческих сил. В статье "Интеллигенция и Революция" (январь 1918) он писал: "Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию" (Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Б. написал поэму "Двенадцать" — о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение "Скифы" (того же года) посвящено исторической миссии революционной России. В последние годы жизни Б. вел большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве "Всемирная литература", в Союзе поэтов. В апреле 1919 был назначен председателем Режиссерского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами ("Катилина", 1918, "Крушение гуманизма", 1919, "Гейне в России", 1919, "О назначении поэта", 1921, "Без божества, без вдохновенья", 1921, опубл. 1925). Творчество Б. связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Б. — романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряженность его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).

  Поэтические произведения Б. переведены на многие языки мира.

  Соч.: Собр. соч., т. 1—12, Л., (1932—36); Собр. соч., т. 1—8, М.— Л., 1960—63; Записные книжки. 1901—1920, М., 1965; Письма Александра Ба к родным. (Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой), т. 1—2, М.—Л., 1927—32; Александр Б и Андрей Белый. Переписка, М., 1940.

  Лит.: Жирмунский В. М., Поэзия А. Ба, П., 1922; Чуковский К., Александр Б как человек и поэт, П., 1924; его же, Александр Б, в его кн.: Из воспоминаний, М., 1959; Бекетова М., Александр Б, Л., 1930; Немеровская О. и Вольпе Ц., Судьба Ба, Л., 1930; Мясников А. С., А. А. Б, М., 1949; Орлов Вл., Александр Б, М., 1956; его же. Поэма Александра Ба "Двенадцать", 2 изд., М., 1967; Тимофеев Л. И., Александр Б, М., 1957; его же, Творчество Александра Ба, М., 1963; Ременик Г., Поэмы Александра Ба, М., 1959; Венгров Н., Путь Александра Ба, М., 1963; Турков А., Александр Б, М., 1969; Ашукин Н., Александр Б, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880 — 1921. Библиография 1903—1923, (М.), 1923; Колпакова Е., Куприяневский П. и Максимов Д., Материалы к библиографии Александра Ба за 1928—1957 годы, "Уч. зап. Вильнюсского педагогического института", 1959, т. 6.

  А. А. Саакянц.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 08:05:05