Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Коран

Коран (далее К) (араб. кур"ан, буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме "пророческих откровений" в Мекке и Медине между 610—632 и положивших начало религиозному учению ислама.

  При жизни Мухаммеда текст К передавался главным образом по памяти, сведений о его собственноручных записях нет, однако существовали записи отдельных "откровений". Первые записи полного текста К были сделаны ближайшими сподвижниками Мухаммеда вскоре после его смерти в 632. Эти записи, воспроизводя в целом идентичный текст, различались порядком расположения "откровений" и их количеством, названиями некоторых глав и написанием ряда слов и выражений. Между 650—655 по приказу халифа Османа специальная коллегия на основе текста К, записанного одним из сподвижников Мухаммеда, и с учетом др. записей и свидетельств лиц, знавших проповеди наизусть, изготовила список текста К (так называемая Османова редакция), постепенно вытеснившего другие записи и затем признанного каноническим. Самые ранние сохранившиеся списки К относятся к рубежу 7—8 вв. Подлинность текста К и авторство Мухаммеда признаны современным исламоведением, хотя отдельные строки К являются, по-видимому, парафразой слов Мухаммеда. Внешняя форма текста К претерпела значительные изменения в процессе развития арабского письма. Орфография, правила чтения и структура текста К окончательно канонизированы официальным изданием К в Каире в 1923. Существующий текст К содержит 114 сур (глав) разной величины. Длинные суры помещены в начале, короткие — в конце. По времени и месту произнесения суры делят на "мекканские" (610—622, Мекка, 90 сур) и "мединские" (с 622, Медина, 24 суры). Многие суры составлены из "откровений" или их отрывков, часто не связанных тематически и относящихся к разным периодам пророчества. "Откровения" делятся ритмически или по смыслу на ряд обычно рифмованных отрывков, условно называемых стихами (айат).

  Основное содержание К — осуждение идолопоклонства и многобожия, проповедь идеи о едином боге (аллахе) как первопричине жизни и первотворце мироздания, предупреждения о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидательные рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, основанные на апокрифических иудео-христианских преданиях и древнеарабском фольклоре, религиозно-правовые предписания, определяющие "угодный богу" образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила обрядности и отправления культа. Основные религиозно-философские идеи К, сюжеты многих рассказов и притч (например, о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, египетском пленении и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются К как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; некоторое влияние на К оказали также зороастризм и манихейство.

  К освятил складывавшиеся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности и др. атрибуты классового эксплуататорского общества.

  Большая часть текста К — полемика в форме диалога между аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Текст К отражает основные этапы формирования мировоззрения Мухаммеда; с этим отчасти связаны известная хаотичность изложения, непоследовательность и противоречивость К в трактовке ряда принципиальных элементов вероучения, а также своеобразие языка и стиля К, отразившее поиски точного выражения новых идей.

  Наличие в К большого количества неясных и противоречивых стихов, намеков и недомолвок вызвало потребность в комментарии. Первые комментаторы К вышли из среды сподвижников и ближайших родственников Мухаммеда. Основателем коранического экзегеза (толкования К) считают Ибн аль-Аббаса (умер 687/88), двоюродного брата пророка. Комментарии К были составлены на всех языках мусульманского Востока. На арабском языке наиболее известны комментарии Табари (умер 923), Замахшари (умер 1143), Байдави (умер около 1286), Суйюти (умер 1505) и Абдо (умер 1905). В комментариях К нашли отражение разнообразные тенденции в развитии мусульманского богословия, социально-политическая и идеологическая борьба в мусульманской общине, а также стремление приспособить содержание К к изменениям в социально-экономической и идеологической структуре общества.

  К оказал большое влияние на развитие культур мусульманских народов.

  Изучение и толкование К положили начало мусульманскому богословию, гражданскому и каноническому праву, языкознанию, оказали большое влияние на развитие мусульманской философии, этики, историографии. До недавнего времени мусульманское богословие отвергало идею перевода К, однако практически переводы К появились уже в 10—11 вв. в составе иноязычных комментариев. Существуют переводы К почти на все языки мусульманского Востока.

  Будучи по преимуществу религиозным и законодательным памятником, К является в то же время одним из крупнейших памятников мировой литературы. К — первый письменный памятник арабской прозы. Литература всех народов мусульман Востока насыщена цитатами из К, отголосками его мотивов и образов. К и особенно комментарии явились источником для популярного в средние века жанра религиозного фольклора (например, легенда об Иосифе Прекрасном и жене египетского вельможи составила основу многочисленных вариантов повести "Юсуф и Зулейха"). Как "слово аллаха", К был провозглашен недостижимым идеалом совершенства арабского языка и стиля. Художественные достоинства и содержание К неоднократно подвергались критике со стороны многих выдающихся ученых и литераторов средневековья (например, аль-Маарри). Большинство современных исследователей арабской литературы в Европе и в странах Востока высоко оценивает поэтический строй К, особенно короткие, полные поэтического вдохновения рифмованные "откровения" раннего ("мекканского") периода. Стилизация отдельных стихов и сур К, поэтические отклики на его мотивы содержатся в произведениях многих западноевропейских и русских писателей (например, в трагедии "Магомет" и "Западно-восточном диване" Гете, в "Подражаниях Ку" Пушкина).

  Научное изучение К началось в Европе в 19 в. При этом основное внимание исследователи обращали на историю создания К, критику текста и установление хронологической последовательности "откровений" (немецкие ученые Г. Вейль и Т. Нельдеке, Ф. Швалли, английский — Р. Белль, русский — К Кашталева), на историко-культурное истолкование К и извлечение из него материала для биографии Мухаммеда (австрийские востоковеды А. Шпренгер, Ф. Буль, венгерский — И. Гольдциер, английский — Т. Андре, У. Монтгомери-Уатт, немецкий — Х. Гримме, советский — В. В. Бартольд, французский — М. Годфруа-Демонбин и др.).

  С текстом К в Европе впервые познакомились по латинским обработкам 12— 16 вв. В 1647 вышел французский перевод Дю Рие. Начало научным переводам К на европейские языки положил комментированный латинский перевод Л. Марраччи (Падуя, 1698). Лучшие современные европейские переводы К — Р. Блашера (Париж, 1957—59) и Р. Парета (Штутгарт, 1963—66). В России арабский текст К впервые издан в 1787 (СПБ), последнее издание — 1960. Первые русские переводы К: П. Посникова, СПБ, 1716; анонимный, 1-я четверть 18 в.; М. Веревкина, СПБ, 1790; А. В. Колмакова, СПБ, 1792; К Николаева, М., 1864; все основаны на европейских переводах. С арабского оригинала К перевели Д. Богуславский (1871, не опубликован), Г. С. Саблуков (Казань, 1878 и др. издания), А. Е. Крымский (М., 1905, "Суры старейшего периода"), И. Ю. Крачковский (М., 1963).

  Издания К в СССР: К, Таш., 1960; К, пер. и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963 (приложена библ.).

  Лит.: Гольдцигер И., Лекции об исламе, пер. с нем., гл. 1, СПБ, 1912; Бар-тольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в —XV веках, Л., 1966 (имеется библ.); öldeke ., Geschichte des Qorans, 2 Aufl., T. —3, Lpz., 1909—38; Blachére R., Introduction au Coran, 2 éd., ., 1959; Paret R., Der Koran. Kommentar und Konkordanz, Stuttg., 1971. см. также лит. при ст. Ислам.

  П. А. Грязневич.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:21:45