|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Корабль военный | Корабль военный (далее К) судно, входящее в состав военно-морского флота и способное решать определенные боевые или специальные задачи. Согласно Женевской международной конвенции 1958 об открытом море, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 20 октября 1960, К должен иметь внешние знаки, определяющие его государственную принадлежность, находиться под командой офицера, состоящего на государственной службе, имя которого занесено в список офицеров ВМФ, и иметь экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. К являются собственностью государства, подчиняются только его законам и пользуются правом экстерриториальности при официальном нахождении в иностранных водах.
Современные К в качестве двигателей имеют мощные паровые, дизельные, газотурбинные, или комбинированные энергетические установки (например, дизель-газотурбинные). В зависимости от боевого назначения К вооружены ракетным, артиллерийским, торпедным или минным оружием или несколькими видами оружия; имеют радиоэлектронные и счетно-решающие устройства для управления вооружением и техническими средствами кораблевождения, наблюдения за воздушной, надводной и подводной обстановкой, средства навигации и связи. Некоторые К несут на себе самолеты и вертолеты. Корпус боевого корабля состоит из следующих главных частей: набора (остова), обеспечивающего продольную и поперечную прочность корабля; наружной обшивки; верхней и промежуточных палуб; водонепроницаемых переборок, разделяющих внутреннее помещения корабля на отсеки и отделения для обеспечения его непотопляемости, а также конструкционной защиты, которая на крупных надводных кораблях устанавливается в районах размещения командных пунктов, машинных отделений, погребов боеприпасов и др. помещений. На верхней палубе надводного корабля размещаются его основные вооружение и надстройки. В носовой, наиболее развитой надстройке находятся боевая, ходовая и штурманская рубки и командирский ходовой мостик. Из боевой рубки осуществляется управление К и его вооружением во время боя; из ходовой и штурманской рубок и с ходового мостика — управление в повседневных условиях. В кормовой надстройке расположены запасная боевая рубка и запасные командные пункты боевых частей и служб корабля. Большинство современных К имеет, как правило, две мачты. На авианосцах нет развитых надстроек и мачт. На мачтах установлены радиолокационные антенны и радиоантенны, дальномерные посты, прожекторы, средства связи и сигнализации. Ракеты размещены в пусковых шахтах (установках), запасные — в ракетных погребах; артиллерийские боеприпасы — в артиллерийских погребах, торпеды — в торпедных аппаратах, запасные — на специальных стеллажах; самолеты и вертолеты — на верхней палубе и в ангарах. Основной вид горючего К, не имеющего энергетических установок, — жидкое (мазут) и дизельное топливо. Оно хранится в междудонном пространстве и в бортовых отсеках (в топливных цистернах). Запасы воды находятся в специальных отделениях междудонного пространства. Для размещения экипажа К служат кубрики и каюты.
Для успешного выполнения боевых задач К должен обладать высокими мореходными качествами: плавучестью (способностью плавать, находясь в воде по заданную ватерлинию, имея при этом на себе все грузы, назначенные по роду службы), остойчивостью (способностью сохранять равновесие, вертикальное положение), непотопляемостью (способностью оставаться на плаву при определенных повреждениях и затоплении одного или нескольких отсеков), ходкостью (способностью развивать заданную скорость хода при определенной мощности главных механизмов), управляемостью (способностью удерживать заданный курс и изменять его под действием руля и двигателей; подводная лодка должна обладать этой способностью и при движении по вертикали, т. е. поддерживать или изменять глубину погружения), плавностью и заданной расчетами амплитудой качки.
Первые К — небольшие деревянные суда различной формы, передвигавшиеся с помощью весел, появились задолго до н. э. в Египте, на Крите, в Финикии, Древней Греции и Риме. В 5 в. до н. э. появились К с несколькими рядами весел, расположенных в разных ярусах от поверхности воды. Корабли с двумя рядами весел называются биремы, с тремя — триремы (триеры) и т. д. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек, главное оружие составляли таран и метательные машины. В 7 в. в Венеции был создан более быстроходный корабль — галера, которая постепенно стала основным боевым кораблем. Она имела длину 40—50 м, ширина около 6 м, один ряд весел, экипаж до 450 человек и развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел, галера имела 2 мачты с косыми парусами. В 10—11 вв. создавались более усовершенствованные корабли (нефы), у которых главным движителем стали паруса, хотя сохранялись и весла. Переход от гребного к парусному флоту был длительным и осуществлялся вплоть до 17—18 вв. Развитие артиллерии постепенно превратило ее в главное оружие парусных К
С появлением в 17 в. в Англии, Испании, России (в 1696) постоянных военных флотов создаются государственные верфи для строительства кораблей и учреждаются адмиралтейства. К стали строить с острыми оконечностями вместо тупого носа и кормы, более ровной палубой, составными мачтами вследствие увеличения парусности и изменения их вида, более рациональными внутренними помещениями, соответствующими мореходным качествам К Подводную часть К для защиты ее от червоточины и обрастания обивали На основе опыта, накопленного флотами в ходе войн и морских сражений, возникла необходимость классифицировать корабельный состав в зависимости от боевого назначения К, их величины, водоизмещения, количества пушек и численности экипажа. В середине 17 в. К стали делить на шесть разрядов или рангов: Ранги | Водоизмещение, т | Количество пушек< | Экипаж, человек | 1 | 900—1800 | 64—100 | 750 | 2 | 700—900 | 54—64 | 650 | 3 | 500—700 | 44—60 | 450 | 4 | 300—700 | 26—50 | 250 | 5 | 100—500 | 35 | 130 | 6 | 50—250 | 6—36 | 100 | Корабли 1, 2 и 3-го рангов, предназначавшиеся для ведения артиллерийского боя, для которого они выстраивались в линию, назывались линейными кораблями, корабли 4 и 5-го рангов, предназначавшиеся для ведения разведки и действий на морских коммуникациях, — фрегатами. К кораблям 6-го ранга были отнесены посыльные суда. В 18 в. многочисленные изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения, а также внедрение в судостроение позволили значительно улучшить конструкцию К, увеличить их парусность, артиллерийское вооружение и водоизмещение (до 3—4 тыс. т). На линейных кораблях количество орудий увеличилось до 120—135. В 1807 Р. Фултон (США) построил первый опытный пароход "Клермонт". В 1826 в русском флоте был построен первый вооруженный артиллерией (8 пушек) пароход "Ижора". С появлением в 19 в. гребного винта начали строить боевые корабли с паросиловыми установками. В это же время во флотах России и др. государств поступили на вооружение бомбические пушки ( до 220 мм), которые стреляли разрывными бомбами, разрушали борт корабля и вызывали сильные пожары. В 1-й половине 19 в. в русском флоте появилось минное оружие. Все это вызвало необходимость в броневой защите К Учитывая опыт Крымской войны 1853—56, многие страны перешли к строительству парового броненосного флота и увеличению толщины брони (до 610 мм). В 1870-х гг. создаются безрангоутные (не имеющие парусов) корабли. Большое влияние на военное кораблестроение оказали дальнейшее развитие минного оружия и изобретение самодвижущейся мины, получившей название торпеды. К концу 19 в. основной ударной силой флота являлись броненосцы. В зависимости от способа размещения на них артиллерии различались казематные, барбетные и башенные броненосцы. Для их боевого обеспечения были созданы крейсера, в том числе и броненосные, а также миноносцы. Стали строить минные заградители. Изменялась и классификация К В России в 1892 К делились на следующие классы: броненосцы (эскадренные, береговой обороны), крейсера (1 и 2-го рангов), минные крейсера, канонерские лодки (мореходные, береговой обороны), миноносцы, транспорты, учебные суда и др. Эта классификация перед русско-японской войной 1904—05 была дополнена классами: эскадренных миноносцев, минных транспортов, госпитальных судов. После войны утвердился класс подводных лодок, основу боевой мощи флотов составляли линейные корабли и линейные крейсера. В 1910—12 Россия начала строительство первых в мире тральщиков. Многие страны строили легкие крейсера. Дальнейшее развитие получили подводные лодки.
В 1-ю мировую войну 1914—18 линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны мин и подводных лодок использовались ограниченно, а строительство линейных крейсеров было прекращено. Широкое развитие получили эскадренные миноносцы, минные заградители и тральщики. Подводные лодки превратились в самостоятельный род сил ВМФ и стали делиться на большие, средние и малые. В ходе войны появились новые классы К: авианосцы, сторожевые корабли и торпедные катера.
В ходе 2-й мировой войны 1941—45 линейные корабли окончательно утратили свое прежнее значение и вместе с крейсерами были силами обеспечения авианосцев. Видное место в боевых действиях заняли подводные лодки. Развились корабли противолодочной и противовоздушной обороны. В 1950-х гг. боевые корабли оснащаются энергетическими установками, ракетно-ядерным оружием, новейшими радиоэлектронными средствами. Были созданы ракетные подводные лодки, ракетные и новые противолодочные корабли. В 60 — начале 70-х гг. в ряде стран началось экспериментальное строительство К с динамическими принципами поддержания: корабли с подводными крыльями, на воздушной подушке. Эти корабли обладают высокой скоростью хода и др. преимуществами.
В современных военно-морских флотах К классифицируются в зависимости от физической среды, в которой они действуют, — на подводные и надводные; по характеру решаемых задач они разделяются на группы: боевых кораблей, предназначенных для ведения боевых действий и составляющих основу флота, вспомогательных судов для обеспечения сил флота в море, рейдовых и базовых судов и плавучих средств для обеспечения сил флота на рейдах и в гаванях; по значению решаемых боевых задач — на корабли стратегического и оперативно-тактического назначения; по типу двигателей — на и с обычной энергетической установкой. Во всех ВМФ принято деление К на классы. В пределах одного класса, в зависимости от различий в тактико-технических данных, корабли могут разделяться на подклассы. Среди кораблей одного класса (подкласса) могут находиться корабли разных типов, отличающиеся друг от друга по водоизмещению, составу и размещению вооружения и оборудования. В ВМС США принято деление К также на категории, объединяющие несколько классов кораблей, например категории боевых кораблей, десантных кораблей и судов, патрульно-эскортных кораблей и др. В различных государствах отмечается неодинаковое толкование классов, подклассов и типов К
В СССР имеются боевые корабли следующих основных классов: ракетные подводные лодки, торпедные подводные лодки, ракетные корабли, артиллерийские, противолодочные, противоминные, десантные корабли и др. В ВМС США и некоторых др. государств основными классами боевых кораблей являются: авианосцы (ударные, противолодочные), подводные лодки ( ракетные, торпедные и др.), крейсера (УРО — с управляемым ракетным оружием, тяжелые, легкие и др.) и эскадренные миноносцы (УРО, фрегаты и др.). Для определения правового положения командиров и экипажей кораблей, планирования норм материально-технического обеспечения, а также в зависимости от водоизмещения и состава вооружения К делятся на ранги. В ВМФ СССР установлено 4 ранга кораблей. Высшим рангом является первый.
Лит.: Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания, (М.), 1967; Корабельный устав Военно-Морского флота СССР, 2 изд., М., 1967; Коваленко В. А., Остроумов М. Н. (сост.). Справочник по иностранным флотам, М., 1966; Крылов А. Н., Собрание трудов, т. 9 — Теория корабля, ч. 1—2, М.— Л., 1948—49; Шершов А. П., История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.— Л., 1940; Сырмай А. Г., Корабль, М., 1967; Ефимьев Н. Н., Основы теории подводных лодок, М., 1965; Вооруженные силы капиталистических государств, М., 1971.
В. И. Шлома.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:22:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|