Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Католицизм

Католицизм (далее К) (от греч. katholikós — всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По официальным данным католической церкви (явно преувеличенным), в начале 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в том числе 250 млн. в Европе, 226 млн. в Латинской Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских странах. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К имеются в Прибалтике, главным образом в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины.

  Обособление К в христианстве началось в 3—5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9—10 вв.), вновь произошел в 1054 (см. Разделение церквей) и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).

  Являясь разновидностью христианской религии, К признает ее основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.

  Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению К, папа римский (римский первосвященник) — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Эти положения, особенно четко сформулированные на рубеже 12—13 вв. при папе Иннокентии , были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869—70. На этом же соборе был провозглашен догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая в 11 в. папой Григорием ), когда он выступает в роли верховного первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан ("ех catheara loquitur" — произносит речь с амвона), определяет доктрины по вопросам веры и морали.

  Католическая церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения признает не только "священное писание", т. е. Библию, но и "священное предание", или традицию. При этом в "священное предание" К включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.

  В догмате К о Троице "святой дух" исходит не только от бога-отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына (filioque).

  К проводит резкое разграничение между клиром и мирянами. Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: целибат обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество дает обет безбрачия), причащение хлебом и вином — лишь духовенства, одним хлебом — мирян (ныне в отдельных случаях также и вином), и др. Католическая церковь запрещает выход из духовного звания. Привилегии католического духовенства основываются в значительной мере на церковном учении о "сокровищнице переизбыточествующей благодати" (которого нет в православии): деяния Христа, апостолов, богоматери, святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают "запас" добрых дел и "благодати", за счет которого церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение (это использовала католическая церковь как основание для торговли с 12 в. индульгенциями).

  Лишь в К имеется догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких на земле: духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в 16 в. Тридентским собором.

  Католическая церковь, как и православная, признает семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе. 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.

  Особенность К — широкое, экзальтированное почитание богоматери (мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католическая церковь признала догмат о ее телесном вознесении.

  Культ в К характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Обычно католическое богослужение совершалось лишь на латинском языке (2-й Ватиканский собор 1962—65 разрешил службу и на современных национальных языках). Многие праздники в К появились после разделения церквей — праздники "Тела христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия девы Марии" и др.; в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью, — Сретение, Преображение, Воздвижение и др.

  В основе католического богословия до 13 в. в значительной мере лежало учение Августина (4—5 вв.). Затем в католической философии произошел отход от августиновского платонизма. В 13 в. Фома Аквинский переработал богословскую систему К; использовал философию Аристотеля, приспособив ее к католическим догмам. В 1879 энцикликой папы Льва XIII ("Aeterni patris") учение Фомы Аквинского было объявлено официальной философской доктриной К; концепции средневекового богослова подверглись своеобразному обновлению, приспособлению к современному уровню цивилизации (см. Неотомизм).

  На протяжении многих веков К был господствующей идеологией в странах Западной Европы. Особенно велика была роль католической церкви в эпоху феодализма. "Своей феодальной организацией, — писал Ф. Энгельс, — церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах... Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Маркс К и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В эпоху средневековья, являясь крупным земельным собственником, католическая церковь добилась значительного политического влияния в феодальном мире. Папство стремилось подчинить себе светскую власть (особенно в 11—13 вв.), выступало с притязаниями на всемирное господство, для расширения ареала своего влияния (за пределы Западной Европы) организовывало крестовые походы. Возникавшие антиклерикальные движения, множившиеся с 11 в. ереси жестоко подавлялись католической церковью, она прибегала к отлучениям, интердиктам, вела войны (например, Альбигойские войны), учредила инквизицию.

  С образованием централизованных государств внутри католической церкви возникли тенденции автономии национальных церквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14—15 вв. все шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло так называемое соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.

  В период складывания буржуазного общества католической церкви, отличавшейся крайним консерватизмом и реакционностью, был нанесен серьезнейший удар; в результате Реформации (16 в.) в ряде европейских стран К был вытеснен протестантизмом. Несколько укрепила позиции К возглавленная папством Контрреформация (16—17 вв.). Борясь за господство над умами, католическая церковь жестоко преследовала передовую научную мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем и др.). До середины 19 в. католическая церковь оставалась опорой феодально-монархических сил.

  С установлением политического господства буржуазии начался, однако, процесс сближения католической церкви с реакционными буржуазными кругами, главным образом на почве борьбы с рабочим движением, марксизмом; этот процесс завершился в эпоху империализма, когда сама католическая церковь стала крупным капиталовладельцем. Главным социальным назначением К становится освящение авторитетом церкви капиталистического строя. Защита основных устоев капитализма неизменно проводится под благовидной маской защиты "высших христианских ценностей", "естественного закона". При этом демагогически распространяются иллюзии о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровления.

  Современная католическая церковь — крупная религиозно-политическая, идеологическая организация, центр которой — папское государство Ватикан (постоянная резиденция главы церкви — папы римского). Центральными органами управления католической церкви являются подчиненные папе учреждения, составляющие Римскую курию. В буржуазных странах, где широко распространен К, папа имеет дипломатических представителей — нунциев, интернунциев и др. После папы высшие духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью — кардиналы. К высшей ступени церковной иерархии относятся также архиепископы (управляют церковными провинциями, которые делятся на епархии), епископы (управляют епархиями). Епископам подчиняются приходские священники. В буржуазных государствах католическая церковь имеет разветвленную сеть массовых организаций. Весь церковный аппарат с его огромной, подчиненной строгой дисциплине армией священников (в 1970 более 400 тыс.), с многочисленным монашеством (около 1400 тыс. монахов и монахинь), миссионерскими организациями, с его благотворительными и др. учреждениями используется для религиозными воздействия на народные массы. Католическая церковь в своей социальной практике использует печать, кино, радио, телевидение; имеет свои католические университеты и др. учебные заведения. Католическая церковь в значительной мере опирается на католические партии (Христианско-демократическая партия — в Италии, Народная партия — в Австрии, Социально-христианская партия — в Бельгии, и др.), католические профсоюзы, сельские, молодежные, женские и многие другие организации. Большинство светских католических общественных организаций объединены в систему "Католическое действие".

  Однако изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939—45 в пользу социализма, национально-освободительное движение, научный прогресс привели к кризису К Католическая церковь, в начале 20 в. официально осудившая сторонников модернизма (течения, возникшего в конце 19 в., ставившего целью приспособление вероучения к современности), во 2-й половине 20 в. под угрозой утратить контроль над редеющей паствой была вынуждена сама стать на путь модернизации идеологии и политики. В этом кроются причины начавшегося в 60-х гг. процесса изменения догматики, культа, организации и политики католической церкви. Это обновленчество, ярко проявившееся на 2-м Ватиканском соборе 1962—65 (см. Ватиканские соборы) и в последующих решениях церкви, выразилось в стремлении упростить церковные каноны и культовые обряды, добиться максимальной мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать" их управление. Активно проводится политика экуменизма (см. Экуменическое движение). По новому в К ставятся вопросы об иерархии в церкви, о прерогативах епископов. Епископы, недовольные мелочной опекой бюрократических учреждений Ватикана, все настойчивее требуют большей самостоятельности. Папой Павлом создан синод епископов, который периодически созывается папой в Риме (у него чисто совещательные и информационные функции). Вопреки исторической традиции католической церкви, реформа проводится в целях привлечения большего числа людей к управлению церковными организациями, реорганизация структуры церковного аппарата происходит на всех уровнях. В епархиях организованы советы духовных лиц для помощи епископам в управлении епархией и советы светского апостолата, в которых представлены не только духовные лица, но и миряне. Во многих странах регулярно созываются конференции епископов, правомочные решать ряд вопросов, связанных с реализацией постановлений собора и ватиканского руководства.

  Суть важнейших изменений в социальной политике католической церкви сводится к тому что церковь санкционирует те уступки трудящимся которые уже "признаны" в развитых капиталистических странах буржуазной демократией и которые достигнуты трудящимися в напряженных классовых боях. Так принятая 2-м Ватиканским собором конституция "О церкви в современном мире" признает право трудящихся на объединение, признается (правда с рядом оговорок) законность забастовки как средства защиты прав, подчеркивается достоинство труда. Оставаясь противником социализма, католическая церковь тем не менее в стремлении приспособиться к современной эпохе, "выжить" при всех политических изменениях в любой стране, "врасти" во всякую, в том числе утвердившуюся на трети земли социалистическую систему, декларировала социальную универсальность К В той же конституции 2-го Ватиканского собора говорится, что церковь не связывает себя "с какой-либо особой формой человеческой культуры или политической, экономической или социальной системой".

  Социальное реформаторство вызвало ожесточенную борьбу течений в различных звеньях и на различных уровнях католических мирских и церковных организаций.

  Переоценке подвергается и философская доктрина К, ведутся дискуссии между "традиционалистами", настаивающими на неизменных преимуществах философии Фомы Аквинского, и "обновленцами", считающими невозможным в современную эпоху ограничиваться положениями неотомизма. Последние все чаще обращаются к философской системе П. Тейяра де Шардена (1881—1955), который пытался заменить догматические средневековые положения, не соответствующие психическому и умственному складу современного человека, религиозным принципами, опирающимися на гуманистические идеи и данные науки 20 в.

  Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и общедемократических движениях, углубляется расслоение среди участников католических организаций, в них появляются левые группы, выступающие против реакционного клерикализма, требующие осуществления демократических социальных реформ, углубления диалога с марксистами, призывающие к единству действий всех антиимпериалистических сил. Это, по существу, ревизия и официальной идеологии, и социальной практики католической церкви. Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая свои научные атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают контакты с трудящимися католиками, выступают за единство действий всего рабочего класса, всех антимонополистических сил с тем, чтобы совместно отстаивать социальный прогресс, совместно выступать против антинародной политики монополий, угрозы войны и фашизма.

  Лит.: Мчедлов М. П., К, М., 1970; Шейнман М. М., Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX в., М., 1958; Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М., 1966; Бабосов Е. М., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск. 1971; Adam К, Das Wesen des Katholizismus, 13 Aufl., Düsseldorf, 1957; Pelikan J., The riddle of Roman Catholicism, . ., (1959); Landis . J., The Roman Catholic church in the United States, . ., 1966; Aranguren J. L. L., crisis del catolicismo, 2 ed., Madrid, 1970. См. также лит. при статьях Ватикан, Клерикализм, Неотомизм, Папство.

  С. Д. Сказкин, М. П. Мчедлов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:59:24