|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Каталонская школа | Каталонская школа (далее К) живописи, наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14—15 вв. Почвой для расцвета К послужили особенности исторического развития Каталонии и ее местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Италией и Нидерландами. Истоки формирования К восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11—13 вв. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы (капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346; см. илл.) — основателя К Основной сферой творчества ее мастеров стало создание заалтарных образов (ретабло). В К элементы, предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золоченые фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из стукко. Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произведениях художников К средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы, показать среду, в которой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества. Итальянские влияния характерны для К 14 и начала 15 вв. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворенные в самобытном, полном глубокого чувства и напряженной страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определенности и почти портретной выразительности характеристик.
Объединение Испании (1479) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию К, стоявшей на пороге Возрождения. Ее своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства.
Лит.: Sanpere у Miquel ., Los cuatrocentistas catalanes, t. 1, Barcelona, 1906; Gudiol Ricart J., Historia de la pintura en Cataluña, Madrid, (195—); Folchi Torres J., L"art catalá, Barcelona, 1957; Durliat М., L"art catalan. . — Grenoble, 1963.
Т. П. Каптерева.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:58:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|