|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Детская литература | Детская литература (далее Д), художественные, художественные популярные прозведения, написанные специально для детей - от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР л. стала однм из крупнейшх отрядов общей объединившй литературные силы народов всех республик. Как и в для взрослых, в советской Д поднимается множество разнообразных проблем народной жизни жизни детей, но в доступной ствующему возрасту читателей форме. Художественная Д многотемна, многожанрова, а научно-художественная - освещает все области знаний. Развивается Д на педагогической основе, ельские планы строятся по возрастам, еским и жанровым разделам. Обычно в понятие Д включается также широкий круг едений для взрослых, рочно вошедших в обиход детского чтеня, - прежде всего, произведения народного творчества и классиков. В круг чтения русских детей вошли сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова, стихи и поэмы Лермонтова, А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Я. М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Гамзатова, рассказы и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. Толстого, А. Чехова, В. Г. В. М. Н. Г. Гарина, А. И. на, А. Толстого, А. А. А. Фадеева, А. Фурманова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. Катаева, Н. А. Островского, С. Соболева, Б. Н. Полевого и огих др.
Почт во всем мир дт читают "Дон Кхот" М. Робинзон " Д. Дефо, "Путшествия " Дж. "Приключения на" Э. Гаргантюа и " (перечисленные книги обычно в енных изданиях), "Хижина дяди Тома" Г. "Маленький оборвыш" Дж. "Без семьи" Г. Мало, "Овод" Э. рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. повести Марка Твена, романы В. Скотта, Диккенса, Ж. Верна, Ф. сказки X. К. Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, В. и др. Сравнительно с поэзий других стран была богата аглийская поэзя для детей, в сильны традици дтского фольклора. С едениями для детей крупнейшие писатели: в Польше - М. Я. ; в Болгарии - Елин Пелин; в Чехословакии - М. Майрова, лева и др. Во многих странах популярны сказки шведской писательницы веселые стихи и сказки ьянского писателя Дж. и др.
удожественный уровень специальной Д. за немногими исключениями, в прошлом был значительно ниже уровня для взрослых. Основные недостатки книг для детей во многих странах - примитивность сюжетов и навязчивая Многие кнги были проникнуты духом шовинизма, воспитывали рлигиозность. Литературной пищей для детей крестьян и рабочих, кроме произведений народного творчества, были чаще всего лубочные и близкие к ним по типу дешевые издания.
В еских странах, особенно в США, большое распространение сейчас получила низкопробная детективная оказывающая растлевающее влияние на юных читателей.
В России книги для детей издавались с 18 в. Первый русский журнал для детей "Детское чтение для серца и разума" (1785-89) был основан Н. И. Новиковым. Он был зачинателем русской научно-популярной Д Против безыдйности и антихудожественности Д вели борьбу крупнейшие деятели русской культуры: А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.
Важной вехой в истории русской Д были "Новая азбука" (1875) и входившие в ее состав четыре "Рсские книги для чтения" (кн. 1-4, 1875-85) Л. Н. Толстого. Принципиальное значение имели забота Толстого о народности Д и его поиски художественных средств для литературного общения с детьми. В те же годы хрестоматийные рассказы для детей писал выдающийся педагог К. Д. В 19 - начале 20 вв. стихи для детей писали Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Блок; сказки, рассказы и повести - В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, А. А. Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, А. С. Серафимович, А. И. Куприн, А. И. аинские писатели М. Леся Украинка; янский поэт Туманян и др. Их произведения противостояли реакционной и ремесленной Д
Перед советской Д встали новые задачи огромной важности. Они вытекали из требования В. И. Ленина: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения соврменной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" ое собрание соч., 5 изд., т. 41, с. 309). Писатели должны были, опираясь на опыт еской литературы, найти формы для выражения новых тем.
У истоков советской Д стояли М. Горький и Н. К. Крупская. Они сыграли огромную роль в собирании сил Д. в разработке еских планов, в борьбе за повышение ее художественного уровня. При их неустанном внимании Д все активнее решала задачу освещения подлинно народной жизни, проблем современности, классовой борьбы. Позже, на протяжении длительного времени заботу о Д осуществлял А. А. Фадеев.
Как и взрослая, советская Д отражает различные этапы истории: произведения о революции и анской войне, о восстановлении народного о выполнении первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, о Великой Отечественной войне, годах строительства коммунизма и т. Но существенная разница между начальным периодом советской Д и ее последующим состоянием заключается в том, что в первые годы Советской власти детских писателей было мало, они не могли взять на себя задачу освещения большого круга важнейших вопросов; Д отставала от жизни. Кроме того, еская путаница в определении специфики Д приводила ко многим затяжным болезням: излишней "инфантильности", примитивност, сюжета, к стремлнию ряда писателей показывать жизнь тлько через героя-ребенка. Все это сижало енный уровень Д
Решительный перелом начался с прходом в Д высоко одаренных псателей.
Социальную и ескую тему в подлинно художественном воплощении ввел в поэзию для детей В. В. Маяковский. Он открывал детям смысл происходящей в социальной борьбы, воспитывал любовь к труду ("Конь-огонь", 1927, "Кем ", 1929). В стихотворении "Что такое хорошо что такое плохо" (1925) поэт беседует с малышами об отваге, справедливости, трудолюбии.
Советская Д многим в своем развти обязана С. Я. Маршаку, чья издательская и редакторская деятельность ускорила расцвет в стране литературы для детей и юноества. Эмоциональной насыщенностью, юмором, динамичностью завоевал любовь чтателей его произведения для детей: "Пожар" (1923), "Почта" (1927), воспевающие благородство самоотверженного труда. В 1924-25 он возглавлял ал "Новый "; с 1924 на протяжении ряда лет руководил детским отделом Вокруг Маршака в конце 20-30-х гг. группировались одаренные молоды поты, прозаики, ученые, художики, многие из в дальнейшем навсегда связали свою сдьбу с Д
Одним из первых в советское время стал писать для детей К. И. Борясь против статичности, вялост ионных стихов для детей, он создал озорные, ритмически четкие, со звонкими рифмами стихотворные сказки для Крокодил", 1917, 1923). Затем в строй детских писателей вступили А. Гайдар, А. В. Катаев, Л. Кассиль, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Михалков, Р. Ю. Л. А. Мусатов, Л. Квтко, Л. жевников, И. Василенко, В. Чарушин, О. Я. Мавр, В. Осеева др. Писатели научились говорить с детьми разных возрастов в интересной, доходчивой форме о всем важном, что происходило и происходит в мире, в стране, в семье, в пионерском отряде, в школе.
В 30-х гг. ведущее место в л. заняли темы еского строительства и еской морали. Маршак в "Войне с Днепром" (1931) рассказывает детям о строительстве Днепрогэса; в острой еской поэме "Мистер " (1933) он высмеивает уродливую жизнь миллиоеров; позднее Маршак создает поэмы о героизме советских людей на войне ("Почта ная", 1944) и в мирное время ("Ледяной ", 1947). А. пишет веселые, часто остро сатирические стихи о советских детях, их отношении к людям, к своим делам и т. ("Звенигород", 1948, "Ему четырнадцать лет", 1949). Юмору в книгах С. Михалкова, Носова, Сотника, А. Алексина сопутствует забота о воспитании у детей принципов высокой морали. Михалков в стихотворении "Дядя Стпа" (1936) создает запоминающийся образ положительного гроя, наделенного высокими моральными качествами. ескому видению мира, любви к советским людям, отважным в труде и в бою, учат проникнутые оптимизмом и лиричностью стихи З. Александровой, Е. Благининой, Н. Е. , Н. Н. Б. И. и др.
Большое значение для развития еского направления в прозе для детей имел повести и рассказы Б. Житкова. Облик его героев раскрывается в тяжелых испытаниях, обнаруживающих истинное лицо человека. О том, как под влиянием советской действительности менялась жизнь бывших беспризорников, написаны повесть Г. Белых и Пантелеева "Республика " (1927), повесть Л. Пантелеева "Часы" (1928). Особое значение имела вошедшая в круг юношеского чтения "Педагогическая поэма"(1933-35) А. показывающая сложный процесс перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей трудом, учением и самодисциплиной. В это же время вошла в круг чтения подростков знаменитая повесть Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932-34).
О подростках, формировавшихся в горниле первых лет революции и войны, написана одна из самых значительных книг советской Д - повесть А. Гайдара "Школа" (1930). Как и в других его повестях ("Дальние страны", 1932, "Военная тайна", 1935, "Судьба барабанщика", 1939, Чук и Гек", 1939, и др.), здесь настойчиво звучит тема самовоспитания, ответственности за свои поступки. огие повести Гайдара, оставаясь реалистическими, насыщены приключениями; они показывают, как в трудных обстоятельствах складывается характер героя. Судьба повести "Тимур и его команда" (1941), ородвшая движние "тимуровцев", свидетельствует о действенности лучших книг советской Д
Формированию советских подростков посвящены задорные, остросюжетные книги Л. Кассиля "Кондуит" (1930) и (1933), ш, брат героя" (1938). К. Паустовский в повестях (1932) и "Колхида" (1934) рассказывает о героическом труде людей. революционной теме посвящна повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). с больой еской глубиной раскрывает юношеские чувства дружбы и любви ("Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви", 1939). Становление характера юноши в социалистическом изображено в романе В. Каверина "Два капитана" (ч. 1-2, 1940-45), сочетающем бытовой и ческий жанры. В. Бианки, Е. Чарушин пробуждают своими рассказами любовь детей к родной природе.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Д задача усиления ее гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых "Молодая гвардия" (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева "Сын полка" (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда "Улица младшего сына" (1949). Глубоко психологическая повесть Л. "Девочка из города" (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки" (1944), И. "Малышок" (1947), В. Осеевой Васек и его товарищи" (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Д главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести "Звездочка" (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести "Село Городище" (1947), А. Мусатов в повести "Стожары" (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева ("Юность Маши ", "С тобой "), ("Мой класс", "Дорога в жизнь") и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большое значение для воспитания юных читателей в духе коммунизма имели еские книги о В. И. Ленине и его ближайших соратниках. В 30-е гг. написаны "Рассказы о Ленине" А. Кононова, повесть о детстве С. М. Кирова "Мальчик из " А. рассказы о Ф. Дзержинском Ю. Германа, повесть о жизни Н. Э. Баумана "Грач - птица весенняя" С. Мстиславского и др. Особенно много создано книг на революционные темы в послевоенные годы - к 50-летию Советского государства и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
для детей состоит из книг-воспоминаний: Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. И. Г. М. Кржижановского, В. Д. Е. Д. Стасовой, а также из книг: Наш Ленин" Б. Полевого и Н. Жукова, "Жизнь Ленина" М. Прилежаевой, ее же повестей "Три недели покоя", "Удивительный год", книг З. Воскресенской "Сердце матери", "Сквозь ледяную ", "Встреча", "Утро", Е. "Баллада о большевистском подполье", А. "Детство на Волге", В. Катаева "Маленькая дверь в стене", Л. Радищева "На всю жизнь", С. "Тропа", С. Михалкова "В музее В. И. Ленина", Л. Савельева "Часы и карта Октября", С. "Искорка". В "Д" выходит серия революционная библиотека школьника". В нее входят освещающие жизнь и деятельность соратников В. И. Ленина, борьбу партии против царизма, за диктатуру пролетариата. В жанре документального рассказа и повести работали С. С. Григорьев, С. Н. А. Слонимский, В. Шкловский, позже - С. Алексеев, Л. Воронкова, А. Л. и др. Широкую известность получила еская трилогия А. "Дорога уходит в ", освещающая события, предшествующие Революции 1905-07.
В 50-60-е гг. усиливается внимание писателей к внутреннему миру детей, к их гражданскому облику. Формированию чувств и этических принципов детей и подростков посвящен роман Н. Дубова "Горе одному", его повести "Огни на реке", "Мальчик у моря", "Беглец" и др.; повесть С. Георгиевской "Отрочество"; повести Л. Воронковой "Старшая " и "Личное счастье", А. Кузнецовой "Честное комсомольское" и "Много на земле дорог", В. Киселва "Девочка и ", А. Рбакова "Приключеня Кроша" и "Неизвестный солдат", Г. Федосеева "Тропою испытаний" и "Пашка из Медвежьего лога", А. Алексина "А тем временем где-", "Мой брат играет на кларнете" и др.
В Д проведена огромная работа по собиранию и обработке народных сказок - в ней приняли участие А. Н. Толстой, Д. М. Булатов, Т. А. В. А. Нечаев и др. Среди сказок, созданных писателями, популярны "Золотой " А. Толстого (по мотивам сказки итальянского писателя К. "Приключения "), "Три толстяка" Ю. "Сказка о " А. Гайдара, сказочная трлогия Н. Носова о Незнайке.
Принципиальное значение имело создание советской художественной Д. пионерами явились Б. Житков, М. Ильин, Л. Написанные для детей книги М. Ильина "Рассказ о великом плане" (1930) и "Горы и люди" (1935), посвященные первой пятилетке, получили широкое признание и у взрослых читателей. Успехи научно-художественной Д связаны с ескими книгами В. Бианки, Н. Н. Михайлова, Г. И. Н. о науке и технике - О. В. В. В. В. Ю. Фиалкова и др. В создании научно-художественной Д приняли участие и виднейшие ученые - В. А. Обручев, А. Е. и др. С произведениями о науке и технике будущего в жанре аучной фантастики выступили Г. Адамов, А. Беляев, А. Казанцев; в послевоенные годы - И. Ефремов, В. Немцов, Платов, атья А. и Б. и др.
В круг чтения советских детей входят писателей союзных и автономных республик: аинских писателей - Н. П. В. белорусских - Я. Мавра, А. В. ; грузинских - Н. Н. янских - С. В. ; айджанских - С. М. ; казахских - С. С. ; енских - Б. К. екских - К. ; икских - С. М. онских - ; молдавских - Букова; изских - Айтматова, ; латышских - Ю. В. А. литовских - К. М. дагестанских - Гамзатова, башкирских - М. А. татарских - Г. ; марийских - К. Васина; мордовских - Н. якутских - С. Данилова и огих др.
Значительную роль в собирании кадров советских детских писателей сыграли алы для детей: "Еж" (1928-35), " (1930-41), Мурзилка" (с 1924), " (с 1924), Дружные " (1927-53), (1936-47, возобновлн в 1956) и др. (см. Дтские и юношеские журналы).
Пионером советской драматургии для детей была А. она же явилась организатором многих театров юного зрителя; ею написано более 60 пьес. В разные годы работали в детской драматургии С. Маршак, С. Михалков, В. Катаев, В. Любимова, А. Е. Шварц, В. Роов, Т. и др. Сеть детских театров в Советском Союзе чрезвычайно широка.
В СССР издается много иностранных книг и книг еменных авторов в переводах с языков народов стран, а также произведения современных прогрессивных писателей Запада.
Советская л. - явление принципиально новое в истории мировой культуры. Впервые в мире она стала подлинно народной; по своему уровню она стоит в одном ряду с для взрослых. Советская Д воспитывает своих читателей в духе ионных традиций и является важной областью общественного, эстетического воспитания подрастающего поколения. Неустанную заботу о Д проявляют еская партия и правительство Советского Союза (см. пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской детской ", прнятое в 1969). Переводы лучших произведений советских детских писателей издаются почти на всех языках мира.
Белнский В. Г., Чернышевски Н. Г., Доброл О детской лтературе, 1954; Крупская Н. О детско литературе и детском чтении. Статьи и высказывания, 1954; Горькй О детской литературе. Стать и высказывания, письма, 3 изд., 1968; Маршак С. О большой литературе для маленьких, в кн.: Первый съезд сов. писателей. Стенографический отчет, 1934; его же, Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания, 1964: Бабушкина А. История русской детской литературы, 1948; Фучик О детской литературе, в его кн.: очерки и статьи, 1950; Ма А. О детской литературе и детском чтени. (Стать, рецензии, письма), 1955; Кон Л. Советская детская литература. 1917-1929, М. 1960; Шкловский Старое и новое, 1966; Смирнова В. О детях и для детей, 2 изд., , 1967; Бас От до 1965; Воспитание поколений. О советской литературе для детей, (4 1969; Лупанова Полвека. Советская детская литература. 1917-1967. Очерки, 1969; Старцев И. Детская лтература. Библиография. (1918-1966, (в. 1-11), М.-., 1933-70; его же, Вопросы детской литературы и детского чтения, (в. 1-2 1962-67; Советские детские писатели. словарь (1917- 1957), М., 1961; ürlimann ., Europäische Kinderbücher in drei Jahrhunderten, (2 erw. Aufl.), Z. - Freiburg in Breisgau, 1963; Pellowski A., The world of children"s literature, . . - L., 1968; Doyle ., The Who"s who of children"s literature, L., 1968; A critical history of children"s literature, L., 1969.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:11:46
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|