Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ярмарки

Ярмарки (далее Я) (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок), регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Я возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщенности, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, Я играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. Значение Я возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Наряду с крупными Я - центрами оптовой торговли, где все большее место занимали т. н. тяжелые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я, где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).

  Необходимость регулирования ярмарочной торговли привела к возникновению особого ярмарочного права. Я давали владельцу территории, на которой они располагались, большие доходы (в виде торговых пошлин и поборов). Поэтому право устраивать или разрешать Я стало одной из важных феодальных привилегий. Ее получали (обычно от короля) отдельные города, духовные или светские сеньоры. Нередко Я имели определенную специализацию. Так, итальянские Я славились дорогими тканями и восточными товарами, французские - вином и сукном, английские - шерстью, грубым сукном, углем, южногерманские - вином, датские - сельдью, шведские - и Крупнейшие Я были центрами международной торговли. В 13 - середине 14 вв. такими Я, где сосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали шампанские Я К середине 14 в. большую известность приобрели Я в Северной и Нидерландах. В конце 14-15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В начале 15 в. общеевропейское значение получили Я Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв. - Я в Лионе (куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка; устраивались с 1420, пользовались покровительством французского короля). В 16 в. международным ярмарочным и кредитным центром (особенно для южно-европейских стран) стал Йен. г. Медина-дель-Кампо, начали проводиться Я в Антверпене. В 18 в. международное значение приобретают известные еще с 13 в. Я в Лейпциге.

  Я сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на Я все чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заемные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя.

  В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже (см. Выставки). Наибольшую известность в Западной Европе в 19 - начале 20 вв. приобрели международные лейпцигские Я (весенняя и осенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. С развитием оптовой торговли и расширением регулярной торг. сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом с.-х., товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я почти исчезли. После 2-й мировой войны 1939-45 получили развитие международные Я, представляющие собой выставочные мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключаются торговые сделки в национальном и международном масштабе. По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческих выставок и салонов. Различают Я универсальные (Я в Пловдиве - Болгария, в Измире - Турция), многоотраслевые (Я в Познани - Польша и Париже - специализированные (Я спорттоваров в Мюнхене - ФРГ, Я транспортного оборудования в Базеле - Швейцария).

  Для современной Я характерна тенденция к переходу от общих универсальных Я к отраслевым, чаще всего техническим, и Я товаров широкого потребления с использованием разнообразных технических средств для демонстрации экспонатов и с проведением научно-технических конгрессов и симпозиумов. Так, лейпцигская Я в 1969 была реорганизована из универсальной в многоотраслевую и стала не только местом встреч деловых кругов, но и крупнейшим международным центром научно-технической и экономической информации.

  Основные направления деятельности международных Я регламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж) с целью более эффективной организации работы международных Я (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена. СМЯ объединяла (1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей на международной Я СМЯ превышает 50 млн. человек.

  Наиболее крупные международные Я проводятся в городах: социалистических стран - Лейпциге (ГДР), Познани (Польша), Загребе (Югославия), Брно (Чехословакия), Пловдиве (Болгария), Будапеште (Венгрия), Бухаресте (Румыния); развитых капиталистических стран - Ганновере (ФРГ), Лионе и Париже ( Милане (Италия), Торонто (Канада), Вене (Австрия); развивающихся стран- Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Алжире (Алжир), Багдаде (Ирак), Каире (Египет), Боготе (Колумбия), Лиме (Перу), Касабланке (Марокко).

  Лит.: Павлов К. А., Международные ярмарки и выставки, М., 1962; Lafoire, Brux., 1954; Bautier R. ., Lesfoires de Champagne, Brux., 1954; Coornaert E., Caracteres et mouvement des foires internationales au moyen age et au XVI siecle, в кн.: Studi in onore di Armando Sapori, Mil., 1957.

  А. Сванидзе, П. А. Червяков.

  Я в России и СССР. В дореволюционной России Я обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя Я - Арская (близ Казани) известна с середины 13 в. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий запретил поездки на эту Я и основал в Васильсурске в 1524 новую Я, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число Я и их обороты увеличиваются. Я были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли - с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я, из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших Я - уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й половине 19 в. значение Я во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты уменьшаются. Коренная Я в Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число Я росло. В 1911 действовало 16 тыс. Я с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие Я, устраиваемые в селах в дни церковных праздников. Крупных Я с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23. На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й - Меновническая близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские Я, среди которых выделялись харьковские - Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 - около 36 млн. руб. На Севере крупной Я была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911. Существовали также специальные конные, скотские, лесные Я Особый характер имела киевская Контрактовая Я, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу хлеба, металлов, угля и т. п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных Я создавались ярмарочные комитеты. С началом 1-й мировой войны 1914-18 число Я сократилось, уменьшился их товарооборот.

  В годы Гражданской войны 1918-20 в условиях "военного коммунизма" Я в Советской России не проводились. С переходом к новой экономической политике Я начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. Я, в УССР - 15,2 тыс., в БССР - 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская Я Основной оборот Нижегородской Я составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская Я играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Я не превышала 1/3 оборота. В начале 1930-х Я в СССР были упразднены. В послевоенный период они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские Я с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных Я

  Лит.: Чулков М. Д., Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле, М., 1788; Список существующих в Российской империи ярмарок, СПБ. 1834; Мердер И. К., Конская торговля в России (Я), СПБ, 1880; Денисов В. И., Я (К вопросу о подъеме экономических сил России), М., 1911; Канделаки И., Роль ярмарок в русской торговле, СПБ, 1914; Всесоюзные ярмарки и их значение во внутренней торговле и торговле с Востоком, М., 1926; Кафенгауз Б. Б., Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в., М., 1958; Дихтяр Г. А., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960; Участие Советского Союза в международных ярмарках и выставках, М., 1957.

  А. Зайончковский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 19:45:54