Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Яванская литература

Яванская литература (далее Я), самая древняя и одна из наиболее богатых литератур Индонезии (см. Индонезия, раздел Литература), созданная на яванском языке. Формировалась на основе местного фольклора и древнеиндийского эпоса. Старейший памятник на языке кави собрание правил стихосложения "Чан дакарана" (около 778), на основе которых создавались поэмы-какавины. К 10—12 вв. относятся прозаические пересказы пуран, буддийских трактатов, многих книг "Маха-бхараты". Отталкиваясь от сюжетов, придворные поэты создавали оригинальные произведения, действие которых переносилось на Яву: "Свадьба Арджуны" (1035) Канвы, "Креснаяна" (1104) Тригуны и др. Чисто яванским произведением считается поэма "Арджунавиджая" (14 в.) Тантулара. В поэме "Нагаракертагама" (1365) Прапанчи впервые даны исторические сведения и описание жизни яванцев. В период существования на Яве империи Маджапахит (1293 — около 1520) выдвинулась литература и на среднеяванском языке, опиравшаяся на фольклор: прозаический космогонический трактат "Тантупангеларан", историческое предание "Чалоп Аранг", псевдохроника "Параратон". В поэзии преобладала исконно яванского просодия мачапат. Значительное место занял романический эпос (поэмы о Панджи и Дамаре Вулане). Ислам, утвердившийся на Яве в 16—17 вв., принес агиографическую литературу о пророке Мухаммеде, Амире Хамзахе, яванских мусульманских подвижниках и произведений на арабские и персидские сюжеты. В начале 17 в. составлена прозаическая историческая хроника "Бабад Танах Джави". Положения ортодоксального и еретического суфизма, слитые с яванскими мистическими концепциями, получили отражение в философских поэмах — сулуках. Неустойчивая политическая ситуация на Яве в 16—17 вв. способствовала распространению в литературе мессианских концепций, а также сказаний о справедливых правителях. Однако проявлялись и реалистические черты (поэма "Проночитро", конец 17 в.). В фантастической псевдохронике "Барон Сакендар" высмеивается Голландская Ост-Индская компания (1602—1799), установившая торговую монополию на островах Малайского архипелага. 2-я половина 18 в. — 1-я половина 19 в. — последний период в развитии классической Я, именуемый "яванским возрождением", для которого характерно "бегство в прошлое"; на яванский язык были переложены почти вся древнеяванская литература и многие произведения яванской и малайской литератур 16—17 вв. Выделяются лирико-философские поэмы: "Китаб вичара керас" Ясодипуро (ум. 1842), "Джоко Лоданг" и "Колотидо" Ронгговарсито (1802—74).

  В конце 19 в. распространение книгопечатания и прессы на яванском языке способствовало обновлению Я Значительно возрос удельный вес прозаических произведений — многочисленные просветительные брошюры, книги о путешествиях, дидактические повести, большей частью на фольклорные сюжеты. В начале 20 в. большой вклад в развитие Я внесли педагог, просветитель и писатель Падмосусастро (1840—1923), писатели Мартоарджоно, Вироатмоджо, а также писатели, сотрудничавшие в официальном издательстве Балэй Пустака. С резкой критикой яванской аристократии и колониальных порядков выступили писатели — участники национального движения — Марко Картодикромо (1872—1932) и Йосовидагдо (1888—1958). Зарождается новая поэзия (Интойо и др.). Со 2-й четверти 20 в. и особенно после провозглашения независимости Индонезии (1945) многие яванские литераторы стали писать на индонезийском языке. Наиболее распространенным жанром современной Я является новелла, публикуемая в периодике; немногочисленные романы носят в основном бытовой характер (Т. Сурото, А. Саерози и др.).

  Лит. см. при ст. Индонезия, раздел Литература.

  В. Р. Сикорский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:51:49