Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Эстрадный танец

Эстрадный танец (далее Э) вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки Э — в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских xopax, на народных гуляньях (с середины 19 в.). В начале 20 в. на эстраде появился сценический жанр танцевального лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе (сохраняется и в современном Э). Перед 1-й мировой войной 1914—18 на эстраде были популярны "салонные" и "декадентские" танцы, основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложненные элементами акробатических поддержек.

  Советская танцевальная эстрада унаследовала опыт дореволюционного искусства, но репертуар требовал обновления. С начала 20-х гг. появились новые разновидности Э, в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались энергичными ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались драматургической завершенностью, идейностью, доходчивостью выразительных средств. Ставились спектакли-обозрения с танцевальными сценками, построенными на основе бытовой пластики, решенной эксцентрично. В процессе развития Э оказал значительное влияние на все советское хореографическое искусство. Современный Э характеризуется созданием больших концертных программ, он многонационален по своему составу и органично входит в культуру народов Советского Союза.

  Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Русская советская эстрада. 1917—1929. Очерки истории, М., 1976.

  Н. Е. Шереметьевская.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 00:59:59